Даосизм и фэн шуй
Что такое Фэн-Шуй Даосизм.
Пять элементов — металл, дерево, вода, огонь и земля — соотносятся с четырьмя основными направлениями восьмиугольника ба-гуа. Таким образом, когда возникают триграммы неба (цянь) и земли (кунь), появляются элементы огня и воды. Числа 1 и 6 занимают нижнюю позицию (север) и ассоциируются с водой. Числа 2 и 7 занимают верхнюю позицию (юг) и ассоциируются с огнем. Когда возникают триграммы огня (ли) и воды (кань), появляются элементы дерева и металла. Числа 3 и 8 занимают позицию дерева (восток), в то время как числа 4 и 9 занимают позицию металла (запад). Нечетные номера связываются с процессами начала и созидания (ян), а четные – с процессами завершения и созревания (инь). Каждой из составляющих четырех главных направлений для завершенности требуется пара инь-ян. В центре ба-гуа, где сходятся все направления, расположен элемент земли. Его числа 5 (ян) и 10 (инь).Ба-гуа и пять элементов — краеугольные камни мира явлений. В «Трактате о тай-цзи» об этом говорится: «От цянь происходит все мужское, а от кунь все женское; вместе они порождают десять тысяч вещей». Если рассматривать процесс в обратном порядке, то мы увидим путь возвращения к дао. Вещи теряют свою обособленность и индивидуальность, имена утрачивают свое значение. Весь сонм вещей возвращается к восьми субстанциям, которые по своей сути сводятся к пяти элементам: дереву, огню, металлу, земле и воде. Пять элементов, в свою очередь, сводятся к проявлениям инь и ян. В конце же всякое различие между явленным и неявленным исчезает, и все вновь растворяется в дао, откуда оно пришло. Вот что говорит об этом Го Пу, великий мастер фэн-шуй, живший за 800 лет до Чжоу Дунь-и: «В начале была тьма, так как Великая Пустота невидима. Её еще называют темной стороной желтого диска. Великая Пустота — это ничто. Именно это имел в виду Лао-цзы, когда говорил, что безымянное есть начало земли и неба, так как неявленную субстанцию трех видов бытия нельзя уловить. Источник “чистого ян находится в средоточии тьмы, излучая сияние. Во тьме присутствует свет, в инь содержится ян. Великое обозначенное еще не имеет имени. Именно это имел в виду Лао-цзы, когда говорил, что обладающее именем — мать всех вещей. Если бы в средоточии всех вещей не было пустоты, если бы они не обладали вещественной формой, если бы в инь не содержалось ян — как бы они могли обрести бытие? Познай свет и удерживай тьму: в этом тайна бытия. Тот, кто прозревает это, постигает чудесный путь дао. Земля и Небо пребывают неизменно, луна и солнце следуют друг за другом, зима сменяет лето. Именно это имеют в виду, когда говорят, что безымянное и обладающее именем пребывают в постоянном движении, порождая десять тысяч вещей. Бывает время движения, бывает время покоя. Убывание и возрастание можно исчислить. Восемь триграмм могут быть созданы. Календарь может быть составлен. Четыре времени года сменяют друг друга. Суть севера цзы и суть севера у определяют ход изменений. Ян рождается в цзы, а инь рождается в у. Убывание и возрастание инь и ян приводит к порождению и созреванию десяти тысяч вещей. Все происходит от единого источника. В возрастании и убывании Происходит трансформация, и порождаются пять элементов. От инь и ян до числа 10 происходит полный круг трансформации. 5 и 10 – завершенные числа в круге превращений. Нечетные числа – это ян, а четные числа – это инь. Кидает рождение, а инь питает и дает силы». Из этого выразительного текста следует, что все явления есть не что иное, как энергетические вибрации в постоянно движущемся потоке вещей. Фэн-шуй – искусство различать узоры этих вибраций и гармонизировать движение отдельных потоков энергии. Что такое даосизм: кратко об основных идеях и философииДаосизм — китайское религиозно-философское учение, история которого насчитывает 25 веков. Согласно даосизму, постижение и подчинение законам этого учения приносит человеку наивысшее счастье, позволяет обрести бессмертие души. Путь постижения Дао тернист и нелегок, требует соблюдения правил питания телесной и духовной пищей, а также соблюдения концепции недеяния. ИсторияДаосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов. Предполагаемый «отец» религии — древнекитайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым дал подробное описание ее философии и ритуалов, фактически облек ее в форму цельного учения. В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является выдуманной фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ реально существовал. Предания гласят, что Лао-цзы (в переводе — «старый ребенок») вынашивался в утробе своей матери 81 год и появился на свет сразу с седыми волосами. Даосизм зародился в 5-3 веках до н. э. и оформился во 2 веке до н. э. Его прообразами были шаманизм области Чу, магия области Ци и философия северного Китая. Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу. Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении распрей. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всем землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того, как численность даосистов росла, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей. Одновременно они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах. Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:
Философия даосизмаПонятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения. Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен. Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование. Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу. Путь Дао соткан из нескольких составляющих:
Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно. Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма: В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна. За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет. В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе. Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао. Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные. Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами. Образ жизни даосистаВ питании даосы не допускают излишеств, аскетичны, соблюдают диету (отказ от мяса) и иногда постятся. По даосизму, идеальное питание — это роса трав и собственная слюна. Во время соблюдения постов и строгих диет даосисты как бы «забывают» о питании, перенося свое внимание на другие вещи. Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют акупунктуру и особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования. Приветствуются сексуальные отношения с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство для укрепления отношений. Видео по темеКратко о сути даосизма в видеоролике: Даосизм вобрал в себя черты как философии (познание законов бытия и Вселенной, поиск смысла жизни и предназначения человека), так и религии (вера в Абсолют, приверженность догмам, религиозные практики). Соединение этих элементов дало учение, не похожее ни на какое другое. Даосизм и фэн шуйФэн-шуй: наука, религия или суеверие?Вот уже несколько лет, как в России наблюдается всплеск интереса к некой методике, или системе «знаний», именуемой фэн-шуй, якобы способной решить многочисленные жизненные проблемы человека. Полки книжных магазинов изобилуют пёстрыми книжечками с многочисленными советами по фэн-шуй; телевизионные передачи с «мастерами» фэн-шуй рассказывают, что нужно делать, чтобы достичь здоровья и благополучия. Все это ведет к повальному увлечению «уникальной» системой. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают, что такое фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это — наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? Что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом настоящий фэн-шуй имеет одни и те же древние основы. В основе фэн-шуй лежит учение о некой энергии ци. По мнению последователей фэн-шуй, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Учение об энергии ци мы находим в даосизме – национальной религии Китая. Соответственно, фэн-шуй является продуктом даосизма, т.е. имеет религиозную основу. Многочисленные современные распространители фэн-шуй либо по незнанию, либо умышленно утверждают, что фэн-шуй не религиозен и не касается каких-либо верований. Так что практиковать фэн-шуй может и христианин, и представитель иной религии. А разве можно одновременно следовать даосизму и при этом быть христианином? Нет. И это очевидно. Христианство и даосизм несовместимы! Христианство учит о Личном Боге — Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог, и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. Фэн-шуй преподноситься как прикладная наука, законы которой формировались на основе знаний, собранных в течение веков. Насколько же научен фэн-шуй? Идеологи этой системы сами не могут точно объяснить, как работает фэн-шуй. Учение о наличии в мире неких непонятных энергий, о том, что вселенная и все в ней сотворено из пяти элементов — земли, воды, дерева, металла и огня, состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения, утверждаемое фэн-шуй, далеко ненаучно. Главную цель фэн-шуй можно определить просто как стяжательство. Идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывают фэншуиты, с нравственной точки зрения очень опасна. Фэн-шуй утверждает, что для успешного создания изобилия нужно страстно этого хотеть, нужно пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. Еще одна опасность фэн-шуй заключается в том, что, по мнению феншуитов, все неизлечимые болезни человека можно лечить, рисуя их в своем воображении как «препятствия», которые нужно удалять. Нужно представить мысленно, что блокировки внутри больного рассасываются. Несомненно, это может привести к непоправимым последствиям из-за откладывания необходимого медикаментозного лечения. Сейчас по многим российским городам разъезжают «мастера» фэн-шуй. Они проводят дорогостоящие обучающие семинары для всех желающих. Следует заметить, что фэншуиты утверждают: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет, то вы сами в этом виноваты. Такая логика является чисто сектантской. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система непогрешима и безупречна! С таким подходом можно доказать истинность любой системы. В этом, возможно, и заключается успех проповедников фэн-шуй, берущих деньги с доверчивых людей, не гарантируя положительного результата от своих советов. Фэн-шуй — это типичное суеверие, к тому же не безопасное. Допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это – личный выбор каждого. Но стоит помнить, что даже самое на первый взгляд безобидное увлечение может нанести непоправимый вред. Понятия даосизмаДао. Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей. О Дао говорится как о «начале и материи десяти тысяч вещей», то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью, капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаваться потоку реки жизни. Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао универсально. Всепроникающе и не поддаётся разрушению. С точки зрения метафизики Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете, порождает всё сущее, и в то же время, является конечной целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним Дэ. Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Для даосов это утверждение имеет скорее практический смысл, а не метафизическую констатацию особенностей мироздания. Если субъект или объект следуют Дао, т. е. действуют естественным образом, их наполняет энергия, т. е. дэ. При этом не имеется ввиду сила, стремящаяся к насильственным изменениям, что противоречило бы самой сути учения, а сила естественная, полностью выявляющая природный потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого представляет дэ. Ци и Мин. Буквально слово ци означает дыхание, тонкую энергетическую первоматерию. Ци – материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, заключённая во всём сущем, жизненная энергия – это не только материальная субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного начала. У ранних даосов ци выступает в масштабе космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образует основу как физической, так и психической жизни человека. Ци рассматривается как движущая сила вселенной. Идеальным состоянием для даосов, как отмечалось ранее, является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. Достигший такого состояния более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Перемены и Дао. Согласно философии даосизма, всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао. Китайские философы всегда считали, что абсолютная категория не может быть застывшей, а представляет собой изменчивое начало. В незапамятные времена, ещё до возникновения письменности, эта идея была почерпнута людьми из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружающем человека. Классическим примером можно представить древнюю китайскую книгу «И-цзин», и – это изменение, цзин – книга. Главная идея, лежащая в основе «Книги перемен» – это идея изменчивости. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идёт ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонично включается в мир, т. е. несёт ли она несчастие или счастье, как это называется на языке технических терминов Даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остаётся лишь извечный принцип или закон (чан), управляющий процессом перемен. То есть, в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. Ещё одна важная концепция даосизма состоит в том, что нужно сосредоточиться только на настоящем моменте времени. Мир такой, какой он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем воображении. Исходя из этого, любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно только, находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству – это движение от неестественного к естественному. В выше приведённой цитате из «Дао-дэ цзин» был описан космологический процесс творения, где есть прямое указание на первичное образование материи от одного к двум. Упоминание двух – это прямая ссылка на первоначальное появление двух начал, инь и ян. Теория инь и ян уходит корнями в глубину веков, но своему оформлению она обязана Цзоу Яню, который жил в IV в. до н. э. Теоретическая основа этого учения рассмотрена также в «И-цзин». Инь – это тёмной, женское, ян – это светлое, мужское начало. Они олицетворяют два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть мира. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Подобно солнечной и теневой стороне горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена только в тёмные цвета и наоборот. Думать по другому – это значит проявлять безрассудство. Попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток удовольствий заранее обречена и ведёт к разочарованию. Точно так же невозможно быть стопроцентным мужчиной или стопроцентной женщиной. Это является базовой концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела – тайцзи. Чёрный цвет символизирует инь, а белый – ян. Две противоположности составляют единое целое, дополняют одна другую и перетекают друг в друга. Существует ещё одно проявление баланса инь-ян: инь – это пассивное начало, покой и рефлексия; ян – это активная и созидательная мощь. В идеале эти силы необходимо уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека должны чередоваться периоды активности и созерцательного покоя, иначе его деятельность будет неэффективной. Личность человека также отражает аспекты инь и ян. Независимо от половой принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества. Гармония с природой. Даосы считают, что мир в целом и человек в частности характеризуются тремя видами жизненной энергии: шен – дух, ци – дыхание, цзин – жизненная субстанция. Во время медитации человек стремиться к слиянию своего микрокосмоса, Эго, с макрокосмосом, всем миром. Другими словами, он пытается отождествить своё Эго со всей вселенной, то есть избавиться от субъективно-объективного сознания. Это отождествление не поддаётся рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому изречённое Дао не есть истинное Дао. То, что познаётся во время медитации, не поддаётся словесному выражению. Даосы считают, что информация обо всей вселенной заложена в каждом человеке. Таким образом, следовать Дао не значит делать что-то противное человеческой природе или перестать ощущать себя как личность. Наоборот, истинная природа человека раскрывается при достижении единения с космосом. Так как всё находится в процессе перемен, определение собственного «Я» становится явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Даосизм акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен на собственном опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао. Фэн-шуй. В то время как медитация добивается гармонии внутренних ресурсов человека, фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром. С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток сбалансированной энергии. Фэн-шуй говорит о том, что философия даосизма не отказывается от бытовых аспектов жизни, а применяет базовые метафизические концепции на практике с целью улучшения энергетики и обеспечения достойных условий жизни. Ву-вей. Ву-вей обозначает воздержание от активных действий. Этот термин можно перевести, как невмешательство, хотя это понятие не подразумевает абсолютной пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлённое в соответствии с двумя принципами: – ни одно усилие не должно быть потрачено даром; – не следует делать ничего противоречащего законам природы. Таким образом, ву-вей можно перевести, как спонтанное или естественное действие, действие, которое человек совершает интуитивно, не планируя. Это действие мотивированно реальными обстоятельствами. Часто человек поступает вопреки своей натуре с целью – доказать какую-либо идею или принцип. В такой ситуации возникают личностные противоречия: эмоции подсказывают одно, рациональное начало – другое, сознание – третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса между разными сферами сознания. Действуя же согласно ву-вей, человек не задаётся вопросом правомочности поступка, а просто совершает его. Человек должен действовать только тогда, когда заранее известно, что его поступок эффективен. Если все предпринимаемые усилия заранее обречены, то действовать вообще не стоит. Ву-вей – это качество, которое позволяет непредвзято смотреть на вещи, искусство быть сами собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что делает. То есть человек подчиняется приказам подсознания, не теряя времени на логический анализ и сознательную оценку ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что человек, действующий естественным образом, отказывается от этических стереотипов. Этика подразумевает рациональное осмысление поступка и пути его осуществления. В большинстве случаев нравственная оценка осуществляется уже после совершения поступка, результат которого говорит сам за себя. Сознание человека подвержено влиянию социальных и религиозных правил и запретов. Пытаясь определить моральность своего поступка, человеку приходится обдумывать заранее и оценивать последствия. В этом смысле даосы не являются приверженцами нравственных норм. Индивидуализм. В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Постижение реальности и данной цели строго индивидуально и не несёт никакой социальной составляющей. Даосы ставят превыше всего интересы личности, а не общества. Даосы считали, что не существует добра и зла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных черт участников событий. Это не означает, что даосы абсолютно свободны от каких-либо моральных обязательств. Их учение направленно на подготовку человека к освобождению от устаревших нравственных стереотипов. Даосизм утверждает, что спор принципиально неразрешим, так как человек, взявший на себя роль судьи, вынужденно принимает сторону одного из спорщиков и тем самым поддерживает его точку зрения. То есть, как только дело касается нравственного выбора, критерий оценки становится относительной величиной, потому что сколько людей, столько и мнений. Естественность и простота. Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления. Идея естественной гармонии воплощена во многих аспектах китайского искусства. Например, в работах пейзажистов горы (ян) как правило уравновешены каким-либо водоёмом (инь). Художники намеренно создают впечатления динамичности своих сюжетов (процесса перемен), например, под напором корней деревьев скала покрывается трещинами. Как правило. Люди и жилые строения занимают на картине определённое место и по сравнению с окружающим их величественным ландшафтом кажутся ничтожно маленькими. Даосизм проник во все сферы жизни Китая: искусство фэн-шуй добивается баланса между рукотворными предметами окружающей обстановки и естественной энергией потока ци; концепция инь и ян отражается в особенностях китайской кухни. Одни виды продуктов питания, например мясо, соответствуют принципу ян, другие, например овощи, – принципу инь. Всё, что подаётся на стол, должно выражать баланс инь-ян. Например, гарниром к мясу (ян) могут служить орехи (инь), а к любому мясному блюду должен подаваться чай (инь), но никак не крепкие напитки (ян). Наиболее известная даосская методика – комплекс упражнений тайцзи, который представляет собой набор последовательных движений, с помощью которых восстанавливается баланс инь- ян. Человек, освоивший эту технику, выполняет упражнения спонтанно и естественно, причём вызванный поток ци не контролируется сознанием. Это искусство возникло в XIV в. и обрело многочисленных поклонников, многие из которых не имеют понятия о его даосском происхождении. Всё вышесказанное подтверждает практичность даосизма, материализующего свои теории в искусстве и повседневной жизни. При этом отчётливо прослеживается попытка воплощения метафизических идей и даосских принципов в явлениях культуры и особенностях национального характера. ДаосизмДо появления в Древнем Китае даосизма там были шаманы, которые жили в гармонии с природой. Они скрытно обитали в горах и помогали окрестным племенам, толкуя знамения, предсказывая погодные циклы и устанавливая невидимые связи между местными жителями и духовными мирами. Согласно легендам, шаманы могли повелевать силами природы, проходить сквозь землю и горы и даже путешествовать к звездам. Вдобавок к этим мифическим способностям шаманы были хранителями древних китайских наук вроде астрономии. Они также разработали системы медитаций и упражнений, связанных с циркуляцией энергии, которые позже стали называться ци гун. На основе этих шаманских традиций и возникло даосское учение. Даосизм, по преданию, основал философ Лао-цзы (также известный как Ли Эр или Дань), живший во время династии Чжоу (около 580 г. до н. э.). Он служил придворным архивариусом, а после смерти, как говорят, стал драконом. В результате долгих лет обучения он стал просветленным и пожелал удалиться от общества, отправившись в путешествие на запад Китая верхом на черном буйволе. Достигнув удаленного горного перевала, Лаоцзы встретил смотрителя по имени Вэньши. Тот убедил его записать свои откровения в труде, который позже стал известен под названием «Дао дэ цзин». Это философское сочинение представляет собой пособие по изменению самого себя и медитации, рассказывающее о «Дао» (буквально – «путь»). Лаоцзы помогал его ученик, философ Чжуанцзы. Вдвоем онщ разработали духовное учение, основанное на древнем культе поклонения духам природы. Фактически основной догмат даосизма состоит в утверждении о том, что порядок и гармония природы гораздо более устойчивы и незыблемы, чем все правительства и учреждения, созданные людьми. Первые даосы особенно настаивали на принципе «ву-вэй», что в дословном переводе означает «бездействие». Согласно этой доктрине, искусство и жизнь должны соответствовать созидательному природному пути, а не ценностям человеческого общества. Даосизм и фэн шуй связаны следующей концепцией: природа является главной силой, а люди как часть природы обязаны следовать ее законам. Поскольку в природе все уравновешено, дома и прочие строения могут нарушить это равновесие, если будут расположены в неудачном месте. Жизнь вне баланса с природой непременно скажется на людях. Возникновение озоновых дыр, глобальное потепление, исчезновение рыбы в океанах и истощение почвы – наглядный пример того, что может произойти, если быть не в ладах с природой. Дао – Путь ВселеннойВ основе теории Фэн Шуй лежит представление древних китайцев о том, что в мире не существует ничего неподвижного, все постоянно меняется и все взаимосвязано. Данное учение называется даосизмом. Слово «Дао» в переводе означает «Путь», под которым понимается способ достижения гармонии с самим собой, с природой и с другими людьми. Изучение основ Фэн Шуй следует начинать с осознания того, что Дао присутствует везде – в окружающем мире и в самом человеке. Китайцы говорят: «Все — это Дао, все — это Путь». Для достижения упорядоченного существования (гармонии) человек должен найти свое место в мире, научиться работать с энергией Ци (Инь и Янь). Согласно даосской точке зрения, искусство Фэн-Шуй состоит в умении интерпретировать модели и схемы бытия, в постижении взаимосвязи и взаимозависимости всех вещей. Основой Фэн Шуй являются отношения человека с Дао, и, чтобы эти отношения были плодотворными, следует осознать, что Дао есть жизнь во всех ее проявлениях и во всем нужно стремиться к гармонии — равновесию между противоположностями. Девять врачебных искусств даосизмаДаосизм разработал девять оздоровительных искусств: I. Искусства движения Ци гун, тай цзи и боевые искусства тренируют физическое и энергетическое тела. Медитация, питание и искусства движения известны как «Три столпа здоровья». Китайская кухня и диеты основаны на энергетических качествах продуктов и потребностях человека. Медитации регулируют дыхание, сознание и тело. Они направлены на внутреннюю алхимию или служат достижению просветления и бессмертия. Лучше, если медитация наполняется позитивными вибрациями звука. Каждое растение имеет энергетическое свойство, и его используют для лечения определенного заболевания. Акупунктура – это стимуляция иглами определенных точек тела. Акупрессура – воздействие на те же точки пальцами, травами или нагреванием. Фэн шуй позволяет использовать природную энергию благодаря правильному выбору места и помогает жить в гармонии с землей. VII. Метод инь и ян (Искусство спальни) Сексуальную энергию можно использовать для продления жизни и духовного роста. Метод инь и ян лечит с помощью мужской и женской энергии, которой обмениваются партнеры. Гадание – это искусство интерпретации вещей. По верованиям китайцев, микрокосм является зеркалом макрокосма. Рефлексология по ладони, ступне, уху, лицу или коже головы узнает о недугах всего тела. IX. Работа с телом Этот метод помогает создать мощный поток энергии, пронизывающий тело. Он включает в себя различные формы массажа и поглаживания мягких тканей (дуй-на), акупрессуру (ань-мо) и массаж внутренних органов (ци-нэй-цзан). |