Даосизм и фэн шуй

Даосизм и фэн шуй

Что такое Фэн-Шуй — Даосизм.

Рис. 5. Четыре главных направления 6а-гуа, а также элементы
и числа, ассоциируемые с каждым направлением.

Что такое Фэн-Шуй
  • Истоки Фэн-Шуй
  • Историческое назначение Фэн-Шуй
  • Лао-Цзы
  • Ламаизм
  • Даосизм
  • Конфуцианство
  • Дзен-буддизм
  • Основы Фэн-Шуй
  • Теория ци
  • Влияние Тонких Энергий на человека
  • Инь и Ян
  • Китайский календарь
  • Пять элементов и их взаимодействие
  • Средства коррекции Ба-гуа и жизненные аспекты:
  • Восьмиугольник ба-гуа Жизненные аспекты:
  • Карьера
  • Мудрость и знания
  • Семья
  • Богатство
  • Слава
  • Любовь и брак
  • Дети и творчество
  • Помощники и путешествия
  • Здоровье Нумерология:
  • Основы нумерологии
  • Небесные Стволы и Земные Ветви
  • Число Гуа
  • Пятерка и Десятка
  • Школа Блуждающих Звезд Влияние внешних факторов:
  • Цвет
  • Форма
  • Звук
  • Запах
  • Инструменты и символы
  • Основные инструменты
  • Линейка мастера Фэн-Шуй Символы и талисманы:
  • Символы и талисманы
  • Небесные животные
  • Мандала Мантры и медитации:
  • Мантры
  • Медитации

  • Аудионастрой: “Стоптабак!”

    Само название Дао дэ цзя — «школа Дао-дэ». Даосизм — это одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая. Даосизм возник во половине I тысячелетия до н. э. в чжоуском Китае практически одновременно с учением Конфуция. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-Цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лао-Цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-Цзы до н. э.).

    Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат «Лао-Цзы» более известен под названием «Дао Дэ Цзин»). В настоящее время большинство ученых приходит к выводу, что трактат «Чжуан-Цзы» появился около 300 до н. э., приблизительно в то же время что и «Лао-Цзы», в связи с чем датировка возникновения даосизма передвигается с до н. э. (как считалось ранее) к до н. э.

    Концепции Инь-Ян тоже часто связывают с именем Лао-Цзы, но на самом же деле она была создана и активно использовалась, по крайней мере, 4800 лет назад, т. е. за несколько тысячелетий до Лао-Цзы и его знаменитой работы «Дао Дэ Дзин», излагающей принципы даосизма. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао («Путь») — первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества.

    Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всем, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего — «мать» Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого — Да куай («Великий ком»). Дао присуща благая сила дэ («добродетель»), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.

    К ведущим даосским концепциям относятся также принципы Цзы-Жань (самоестественность, спонтанность) и У-Вэй (недеяние). Первый из них дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с Дао (природой) человека, а в макрокосме — с Дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений.

    Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы «плыть по течению в нужном направлении».

    Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного». Принципы Цзы-Жань и У-Вэй стали важными источниками методологических и мировоззренческих основ китайской системы психофизической тренировки, применяющейся, в том числе, и в воинских единоборствах (ушу и многих других). Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

    Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом — для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Другим очень существенным для даосизма понятием является категория «пневмы» или «эфира» — ци. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь — духом.

    В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле — одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци-гун («работа с ци»). Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференцируется.

    Два важнейших космологических состояния единого ци — это Инь и Ян (Инь-Ци и Ян-Ци) — т. е. женское, покой, холодное, темное, мягкое с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое — с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай-Цзи («Великий Предел»).

    Элементы мистики и иррационализма, содержащиеся в учении даосов, постепенно привели к разделению даосизма во на философский (Дао цзя), получивший дальнейшее развитие в неодаосизме (Хэ Ян, Ван Би, Цзи Кан, Сян Сю, Го Сян и другие философы), и религиозный (Дао цзяо).

    Даосизм и фэн шуй

    Часть II / Основы Фэн-шуй / Даосская концепция мироздания

    В словах не опишешь все разнообразие мира.
    В речах не выскажешь всей глубины мудрости.
    Тот, кто судит по словам, погубит себя.
    Тот, кто привязан к словам, собьется с пути.
    Умэнь

    Согласно философской концепции даосизма, основы которой были изложены Лао-Цзы в «Дао дэ цзин», любая энергия имеет изначально присущие характеристики инь и ян. Бытие держится на равновесии этих первичных, взаимодополняющих и вместе с тем противоположных начал: светлого, теплого, сухого мужского начала ян и темного, холодного, влажного женского начала инь. Вместе они образуют дао – универсальный принцип, связывающий человека со всей вселенной и позволяющий ему обнаружить целую вселенную в себе.

    Изучение фэн-шуй начинается с осознания того, что дао присутствует как в окружающем мире, так и в человеке. Мы должны понять свое место в мире и научиться работать с энергией ци, пронизывающей все сущее. С даосской точки зрения искусство фэн-шуй заключается в интерпретации схем и моделей бытия, существующих во вселенной, и в интуитивном постижении взаимозависимости всех вещей.

    Наши отношения с дао составляют основу практики фэн-шуй. Чтобы эти отношения были плодотворными, нужно понимать, что дао – это суть жизни во всех ее проявлениях. Когда человеческая оболочка стареет и становится хрупкой, она в конце концов разрушается, и заключенная в ней энергия возвращается во вселенную, откуда она пришла. Но изменениям подвержена только физическая оболочка. Наша вечная составляющая, изначальная суть дао, пребывающая во всех вещах, существует вечно, она не рождается, не умирает и не может быть уничтожена. Вместе с тем она участвует в вечном циклическом создании и уничтожении всех форм и сущностей.

    Мы предпочитаем не замечать этого круговорота, поскольку сосредоточены на различиях между вещами и классификации сущностей. Возможно, такова природа человека, но даже если непреодолимая сила заставляет нас составить подробный список логических категорий, она не заставляет нас ежедневно перечитывать его. Если мы ослабим привязанность к внешним проявлениям своей личности, то поймем, что все живое связано нитями и потоками энергии. Чем ближе мы находимся к дао, тем отчетливее видим эти потоки энергии и тем легче можем двигаться вместе с ними.

    Мастера фэн-шуй знают, что все происходит от дао и возвращается к нему. Эти перемены, или трансформация энергии, и есть источник вечного круговорота вещей. Самыми известными произведениями по теории перемен считаются «Трактат о тай-цзи» (или «Объяснение плана Великого Предела») Чжоу Дунь-и и «Трактат о Великом Пределе» Шао Кан-цзе.

    В трактате Чжоу Дунь-и описан принцип возникновения всех вещей из дао и их последующее возвращение к источнику всего сущего. В начале вещей находится пустой круг у-цзи. Это изначальная субстанция дао, состояние покоя, когда все сущее неотделимо от своего источника. Даосы называют это «бытие, объятое дао».

    Следующий символ называется тай-цзи. В современной эзотерической литературе принят символ двух взаимодополняющих начал, каждое из которых содержит зародыш своей противоположности, но символ из трактата Чжоу Дунь-и более древний и точнее отражает происхождение ба-гуа из источника всего сущего.

    В то время как у-цзи символизирует покой, тай-цзи символизирует разделение и начало перемен. Концентрические круги наполовину состоят из инь, а наполовину из ян. Каждый круг обозначает один этап изменения, и каждый этап является переходом от инь к ян (созидание) и от ян к инь (разрушение). Три круга отражают взаимодействие инь и ян в трех различных проявлениях. Внутренний круг — это древний ян и древний инъ (лао ян и лао инь). Следующий круг — большой ян и большой инь (шао ян и шао инь). Даосы называют символ тай-цзи «объятием ян и инь».

    Если нарисовать линию, пересекающую тай-цзи посередине, то можно увидеть, что слева цвета чередуются следующим образом: белый-черный-белый (ян-инь-ян). Справа мы имеем противоположную картину: черный-белый-черный (инь-ян-инь). То же самое справедливо и для современного символа тай-цзи, если провести вертикальную линию через белую и черную точки. Чтобы перейти от символа тай-цзи к пяти элементам и ба-гуа, нужно рассмотреть, каким образом инь и ян взаимодействуют друг с другом, порождая восемь триграмм. Этот процесс графически представлен на рис. 4.

    Как можно видеть, триграммы состоят из сплошных и прерывистых черт (сяо). Сплошные черты (ян) называются также цзю (девятки); прерывистые черты (инь) еще называются лю (шестерки). Триграммы читаются снизу вверх, или, при круговом расположении, от внешней стороны вовнутрь. Каждая триграмма имеет определенное название, соответствующее свойство и образный ряд. Далее в таблице даны их начертания, названия, свойства и образы (для практических целей фэн-шуй основное значение имеют образы триграмм).

    Рис. 4. Образование бл-гуа из пгай-цзи. Тай-цзи образуется из дао,
    когда внутри у-цзи происходит разделение на инь и ян.
    Сплошные белые черты обозначают ян, прерывистые черные — инь.

    Супер Аудио Технологии
    ЗнакНазваниеСвойствоОбраз
    1цянь (творчество)крепостьнебо
    2кунь (исполнение)самоотдачаземля
    3жэнь (возбуждение)подвижностьгром
    4кань (погружение)опасностьвода
    5гэнь (пребывание)незыблемостьгора
    6сунь (утончение)проникновенностьветер
    7ли (сцепление)ясностьогонь
    8дуй (разрешение)радостностьводоём

    Пять элементов — металл, дерево, вода, огонь и земля — соотносятся с четырьмя основными направлениями восьмиугольника ба-гуа. Таким образом, когда возникают триграммы неба (цянь) и земли (кунь), появляются элементы огня и воды.

    Числа 1 и 6 занимают нижнюю позицию (север) и ассоциируются с водой. Числа 2 и 7 занимают верхнюю позицию (юг) и ассоциируются с огнем. Когда возникают триграммы огня (ли) и воды (кань), появляются элементы дерева и металла. Числа 3 и 8 занимают позицию дерева (восток), в то время как числа 4 и 9 занимают позицию металла (запад). Нечетные номера связываются с процессами начала и созидания (ян), а четные – с процессами завершения и созревания (инь).

    Каждой из составляющих четырех главных направлений для завершенности требуется пара инь-ян. В центре ба-гуа, где сходятся все направления, расположен элемент земли. Его числа 5 (ян) и 10 (инь).Ба-гуа и пять элементов — краеугольные камни мира явлений. В «Трактате о тай-цзи» об этом говорится: «От цянь происходит все мужское, а от кунь все женское; вместе они порождают десять тысяч вещей».

    Если рассматривать процесс в обратном порядке, то мы увидим путь возвращения к дао. Вещи теряют свою обособленность и индивидуальность, имена утрачивают свое значение. Весь сонм вещей возвращается к восьми субстанциям, которые по своей сути сводятся к пяти элементам: дереву, огню, металлу, земле и воде. Пять элементов, в свою очередь, сводятся к проявлениям инь и ян. В конце же всякое различие между явленным и неявленным исчезает, и все вновь растворяется в дао, откуда оно пришло.

    Вот что говорит об этом Го Пу, великий мастер фэн-шуй, живший за 800 лет до Чжоу Дунь-и: «В начале была тьма, так как Великая Пустота невидима. Её еще называют темной стороной желтого диска. Великая Пустота — это ничто. Именно это имел в виду Лао-цзы, когда говорил, что безымянное есть начало земли и неба, так как неявленную субстанцию трех видов бытия нельзя уловить.

    Источник “чистого ян находится в средоточии тьмы, излучая сияние. Во тьме присутствует свет, в инь содержится ян. Великое обозначенное еще не имеет имени. Именно это имел в виду Лао-цзы, когда говорил, что обладающее именем — мать всех вещей. Если бы в средоточии всех вещей не было пустоты, если бы они не обладали вещественной формой, если бы в инь не содержалось ян — как бы они могли обрести бытие? Познай свет и удерживай тьму: в этом тайна бытия. Тот, кто прозревает это, постигает чудесный путь дао.

    Земля и Небо пребывают неизменно, луна и солнце следуют друг за другом, зима сменяет лето. Именно это имеют в виду, когда говорят, что безымянное и обладающее именем пребывают в постоянном движении, порождая десять тысяч вещей. Бывает время движения, бывает время покоя. Убывание и возрастание можно исчислить. Восемь триграмм могут быть созданы. Календарь может быть составлен. Четыре времени года сменяют друг друга. Суть севера цзы и суть севера у определяют ход изменений. Ян рождается в цзы, а инь рождается в у. Убывание и возрастание инь и ян приводит к порождению и созреванию десяти тысяч вещей.

    Все происходит от единого источника. В возрастании и убывании Происходит трансформация, и порождаются пять элементов. От инь и ян до числа 10 происходит полный круг трансформации. 5 и 10 – завершенные числа в круге превращений. Нечетные числа – это ян, а четные числа – это инь. Кидает рождение, а инь питает и дает силы».

    Из этого выразительного текста следует, что все явления есть не что иное, как энергетические вибрации в постоянно движущемся потоке вещей. Фэн-шуй – искусство различать узоры этих вибраций и гармонизировать движение отдельных потоков энергии.

    Что такое даосизм: кратко об основных идеях и философии

    Даосизм — китайское религиозно-философское учение, история которого насчитывает 25 веков. Согласно даосизму, постижение и подчинение законам этого учения приносит человеку наивысшее счастье, позволяет обрести бессмертие души. Путь постижения Дао тернист и нелегок, требует соблюдения правил питания телесной и духовной пищей, а также соблюдения концепции недеяния.

    История

    Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов.

    Предполагаемый «отец» религии — древнекитайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым дал подробное описание ее философии и ритуалов, фактически облек ее в форму цельного учения. В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является выдуманной фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ реально существовал.

    Предания гласят, что Лао-цзы (в переводе — «старый ребенок») вынашивался в утробе своей матери 81 год и появился на свет сразу с седыми волосами. Даосизм зародился в 5-3 веках до н. э. и оформился во 2 веке до н. э. Его прообразами были шаманизм области Чу, магия области Ци и философия северного Китая.

    Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу.

    Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении распрей. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всем землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того, как численность даосистов росла, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей.

    Одновременно они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах.

    Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:

    • мистическая — была распространена у простого народа. Ее функцией было воспитание человека, развитие нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для нее характерны упрощенные представления о Дао в сочетании с суеверностью. За решением духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;
    • научная — исповедовалась монахами, многие из которых были и учеными. Научными изысканиями даосских монахов двигало стремление получить эликсир бессмертия, при этом в процессе поиска они сделали много важнейших изобретений, таких например, как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории возникновения мира и человека, учение фэн шуй, у-шу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательная гимнастика);
    • этическо-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, фокусировалась на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также на сфере чувств.

    Философия даосизма

    Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.

    Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

    Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

    Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.

    Путь Дао соткан из нескольких составляющих:

    • особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
    • физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
    • недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.

    Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.

    Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

    В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.

    За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

    В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.

    Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

    Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

    Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

    Образ жизни даосиста

    В питании даосы не допускают излишеств, аскетичны, соблюдают диету (отказ от мяса) и иногда постятся. По даосизму, идеальное питание — это роса трав и собственная слюна. Во время соблюдения постов и строгих диет даосисты как бы «забывают» о питании, перенося свое внимание на другие вещи.

    Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют акупунктуру и особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования. Приветствуются сексуальные отношения с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство для укрепления отношений.

    Видео по теме

    Кратко о сути даосизма в видеоролике:

    Даосизм вобрал в себя черты как философии (познание законов бытия и Вселенной, поиск смысла жизни и предназначения человека), так и религии (вера в Абсолют, приверженность догмам, религиозные практики). Соединение этих элементов дало учение, не похожее ни на какое другое.

    Даосизм и фэн шуй

    Фэн-шуй: наука, религия или суеверие?

    Вот уже несколько лет, как в России наблюдается всплеск интереса к некой методике, или системе «знаний», именуемой фэн-шуй, якобы способной решить многочисленные жизненные проблемы человека. Полки книжных магазинов изобилуют пёстрыми книжечками с многочисленными советами по фэн-шуй; телевизионные передачи с «мастерами» фэн-шуй рассказывают, что нужно делать, чтобы достичь здоровья и благополучия. Все это ведет к повальному увлечению «уникальной» системой. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают, что такое фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это — наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй?

    Что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом настоящий фэн-шуй имеет одни и те же древние основы. В основе фэн-шуй лежит учение о некой энергии ци. По мнению последователей фэн-шуй, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Учение об энергии ци мы находим в даосизме – национальной религии Китая. Соответственно, фэн-шуй является продуктом даосизма, т.е. имеет религиозную основу.

    Многочисленные современные распространители фэн-шуй либо по незнанию, либо умышленно утверждают, что фэн-шуй не религиозен и не касается каких-либо верований. Так что практиковать фэн-шуй может и христианин, и представитель иной религии. А разве можно одновременно следовать даосизму и при этом быть христианином? Нет. И это очевидно. Христианство и даосизм несовместимы! Христианство учит о Личном Боге — Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог, и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

    Фэн-шуй преподноситься как прикладная наука, законы которой формировались на основе знаний, собранных в течение веков.

    Насколько же научен фэн-шуй? Идеологи этой системы сами не могут точно объяснить, как работает фэн-шуй. Учение о наличии в мире неких непонятных энергий, о том, что вселенная и все в ней сотворено из пяти элементов — земли, воды, дерева, металла и огня, состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения, утверждаемое фэн-шуй, далеко ненаучно.

    Главную цель фэн-шуй можно определить просто как стяжательство. Идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывают фэншуиты, с нравственной точки зрения очень опасна. Фэн-шуй утверждает, что для успешного создания изобилия нужно страстно этого хотеть, нужно пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем.

    Еще одна опасность фэн-шуй заключается в том, что, по мнению феншуитов, все неизлечимые болезни человека можно лечить, рисуя их в своем воображении как «препятствия», которые нужно удалять. Нужно представить мысленно, что блокировки внутри больного рассасываются. Несомненно, это может привести к непоправимым последствиям из-за откладывания необходимого медикаментозного лечения.

    Сейчас по многим российским городам разъезжают «мастера» фэн-шуй. Они проводят дорогостоящие обучающие семинары для всех желающих. Следует заметить, что фэншуиты утверждают: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет, то вы сами в этом виноваты. Такая логика является чисто сектантской. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система непогрешима и безупречна! С таким подходом можно доказать истинность любой системы. В этом, возможно, и заключается успех проповедников фэн-шуй, берущих деньги с доверчивых людей, не гарантируя положительного результата от своих советов.

    Фэн-шуй — это типичное суеверие, к тому же не безопасное. Допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это – личный выбор каждого. Но стоит помнить, что даже самое на первый взгляд безобидное увлечение может нанести непоправимый вред.

    Понятия даосизма

    Дао.

    Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей.
    Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип.
    В начале Дао-дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао». В трактате также сказано о последовательности сотворения этого мира: «Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождают трёх, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякаемом потоке энергии ци».

    О Дао говорится как о «начале и материи десяти тысяч вещей», то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью, капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаваться потоку реки жизни.

    Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао универсально. Всепроникающе и не поддаётся разрушению. С точки зрения метафизики Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете, порождает всё сущее, и в то же время, является конечной целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним
    – в этом смысл, цель и счастье жизни. Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно,
    Дао является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.

    Дэ.

    Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Для даосов это утверждение имеет скорее практический смысл, а не метафизическую констатацию особенностей мироздания. Если субъект или объект следуют Дао, т. е. действуют естественным образом, их наполняет энергия, т. е. дэ. При этом не имеется ввиду сила, стремящаяся к насильственным изменениям, что противоречило бы самой сути учения, а сила естественная, полностью выявляющая природный потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого представляет дэ.

    Ци и Мин.

    Буквально слово ци означает дыхание, тонкую энергетическую первоматерию. Ци – материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, заключённая во всём сущем, жизненная энергия – это не только материальная субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного начала. У ранних даосов ци выступает в масштабе космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образует основу как физической, так и психической жизни человека. Ци рассматривается как движущая сила вселенной. Идеальным состоянием для даосов, как отмечалось ранее, является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. Достигший такого состояния более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей.
    Такое совершенное состояние называется мин (просветление); состояние подразумевает осознание вечного закона чан, неизменного, но вызывающего процесс перемен и контролирующего его действие в проявленном мире.

    Перемены и Дао.

    Согласно философии даосизма, всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао. Китайские философы всегда считали, что абсолютная категория не может быть застывшей, а представляет собой изменчивое начало. В незапамятные времена, ещё до возникновения письменности, эта идея была почерпнута людьми из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружающем человека. Классическим примером можно представить древнюю китайскую книгу «И-цзин», и – это изменение, цзин – книга. Главная идея, лежащая в основе «Книги перемен» – это идея изменчивости. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идёт ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонично включается в мир, т. е. несёт ли она несчастие или счастье, как это называется на языке технических терминов
    «Книги перемен». Пользование книгой подразумевает индивидуальный подход, и, при этом человек должен проявить элемент интуитивного видения.

    Даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остаётся лишь извечный принцип или закон (чан), управляющий процессом перемен. То есть, в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены.

    Ещё одна важная концепция даосизма состоит в том, что нужно сосредоточиться только на настоящем моменте времени. Мир такой, какой он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем воображении. Исходя из этого, любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно только, находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству – это движение от неестественного к естественному.

    В выше приведённой цитате из «Дао-дэ цзин» был описан космологический процесс творения, где есть прямое указание на первичное образование материи от одного к двум. Упоминание двух – это прямая ссылка на первоначальное появление двух начал, инь и ян. Теория инь и ян уходит корнями в глубину веков, но своему оформлению она обязана Цзоу Яню, который жил в IV в. до н. э. Теоретическая основа этого учения рассмотрена также в «И-цзин».

    Инь – это тёмной, женское, ян – это светлое, мужское начало. Они олицетворяют два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть мира. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Подобно солнечной и теневой стороне горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена только в тёмные цвета и наоборот. Думать по другому – это значит проявлять безрассудство. Попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток удовольствий заранее обречена и ведёт к разочарованию. Точно так же невозможно быть стопроцентным мужчиной или стопроцентной женщиной. Это является базовой концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела – тайцзи.

    Чёрный цвет символизирует инь, а белый – ян. Две противоположности составляют единое целое, дополняют одна другую и перетекают друг в друга.
    Все вещи характеризуются наличием как мужского, так и женского начала, проявлением как тёмного, так и светлого, причём женское начало обязательно содержит элементы мужского и наоборот. Одновременно тайцзи олицетворяет непрерывное движение, непрекращающийся процесс. Символика инь-ян пронизывает все сферы китайского национального уклада жизни и культуры.
    Философию инь-ян можно считать констатацией существующего порядка вещей.
    Даосизм не утверждает, что жизнь изначально безоблачна, а страдание является лишь досадной случайностью. Основа любого жизненного явления – это баланс роста и угасания, радости и печали, приобретения и потери. Именно понимание двойственности всего сущего позволяет жить счастливо и независимо от чёрных и белых полос в жизни.

    Существует ещё одно проявление баланса инь-ян: инь – это пассивное начало, покой и рефлексия; ян – это активная и созидательная мощь. В идеале эти силы необходимо уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека должны чередоваться периоды активности и созерцательного покоя, иначе его деятельность будет неэффективной.

    Личность человека также отражает аспекты инь и ян. Независимо от половой принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества.
    Противостояние инь и ян является инициатором процесса перемен и в принципе неразрешимо. Данное утверждение – основная предпосылка даосского мировоззрения, согласно которому противоречивость человеческой натуры отражает всеобщий принцип вещей. Согласно представлениям даосов, личность человека не может быть идентифицирована как постоянная величина, т. к. человек становится таким, каким его делает непрерывный процесс перемен.

    Гармония с природой.

    Даосы считают, что мир в целом и человек в частности характеризуются тремя видами жизненной энергии: шен – дух, ци – дыхание, цзин – жизненная субстанция. Во время медитации человек стремиться к слиянию своего микрокосмоса, Эго, с макрокосмосом, всем миром. Другими словами, он пытается отождествить своё Эго со всей вселенной, то есть избавиться от субъективно-объективного сознания. Это отождествление не поддаётся рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому изречённое Дао не есть истинное Дао. То, что познаётся во время медитации, не поддаётся словесному выражению. Даосы считают, что информация обо всей вселенной заложена в каждом человеке. Таким образом, следовать Дао не значит делать что-то противное человеческой природе или перестать ощущать себя как личность. Наоборот, истинная природа человека раскрывается при достижении единения с космосом.

    Так как всё находится в процессе перемен, определение собственного «Я» становится явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Даосизм акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен на собственном опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.

    Фэн-шуй.

    В то время как медитация добивается гармонии внутренних ресурсов человека, фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром.
    Буквально фэн-шуй переводится как ветер и вода, то есть обозначает природные стихии, формирующие ландшафт. Искусство фэн-шуй связано с теорией присутствия ци (жизненной силы) в среде обитания. Мастер фэн-шуй знает, как обустроить окружающую среду наилучшим образом, то есть так, чтобы обеспечить оптимальный поток ци. Для обеспечения гармоничного потока энергии имеют значение архитектурные особенности строения, его положение на местности и даже интерьер. Отдельные помещения должны располагаться в соответствии с потребностями и аспектами жизни обитателей дома. Мастер фэн- шуй может посоветовать, как сделать жилище уютным и пригодным для гармоничной жизни.

    С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства, используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток сбалансированной энергии. Фэн-шуй говорит о том, что философия даосизма не отказывается от бытовых аспектов жизни, а применяет базовые метафизические концепции на практике с целью улучшения энергетики и обеспечения достойных условий жизни.

    Ву-вей.

    Ву-вей обозначает воздержание от активных действий. Этот термин можно перевести, как невмешательство, хотя это понятие не подразумевает абсолютной пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлённое в соответствии с двумя принципами:

    – ни одно усилие не должно быть потрачено даром;

    – не следует делать ничего противоречащего законам природы.

    Таким образом, ву-вей можно перевести, как спонтанное или естественное действие, действие, которое человек совершает интуитивно, не планируя. Это действие мотивированно реальными обстоятельствами. Часто человек поступает вопреки своей натуре с целью – доказать какую-либо идею или принцип. В такой ситуации возникают личностные противоречия: эмоции подсказывают одно, рациональное начало – другое, сознание – третье. В таких условиях поступок малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса между разными сферами сознания. Действуя же согласно ву-вей, человек не задаётся вопросом правомочности поступка, а просто совершает его. Человек должен действовать только тогда, когда заранее известно, что его поступок эффективен. Если все предпринимаемые усилия заранее обречены, то действовать вообще не стоит. Ву-вей – это качество, которое позволяет непредвзято смотреть на вещи, искусство быть сами собой, навык естественного поведения и уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется тогда, когда человек не придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что делает. То есть человек подчиняется приказам подсознания, не теряя времени на логический анализ и сознательную оценку ситуации.

    Таким образом, можно сделать вывод, что человек, действующий естественным образом, отказывается от этических стереотипов. Этика подразумевает рациональное осмысление поступка и пути его осуществления. В большинстве случаев нравственная оценка осуществляется уже после совершения поступка, результат которого говорит сам за себя. Сознание человека подвержено влиянию социальных и религиозных правил и запретов. Пытаясь определить моральность своего поступка, человеку приходится обдумывать заранее и оценивать последствия.

    В этом смысле даосы не являются приверженцами нравственных норм.
    Совершая тот или иной поступок, человек не должен останавливаться на полпути, чтобы оценить последствия и вспомнить о правилах поведения.
    Этические критерии необходимы тем, кто не ощущает Дао. Неестественные поступки являются насилием над человеческой природой и нарушают гармония
    Дао. Даосизм предлагает жизненную философию естественного поведения, которое минимизирует негативный опыт.

    Индивидуализм.

    В представлениях даосов личность человека является прямым выражением его дэ. В качестве главной цели рассматривается достижение состояния единения с миром, то есть возврат к первоисточнику – Дао. Постижение реальности и данной цели строго индивидуально и не несёт никакой социальной составляющей. Даосы ставят превыше всего интересы личности, а не общества.
    Человек не должен руководствоваться внешней мотивацией, будь то общественная мораль, ожидание поощрения или осуждения. Это не означает, что произвольные поступки обязательно антиобщественны и совершающий их человек не принимает во внимание интересы окружающих. Смысл немотивированного действия заключается в отсутствии заинтересованности в результатах этого действия.

    Даосы считали, что не существует добра и зла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных черт участников событий. Это не означает, что даосы абсолютно свободны от каких-либо моральных обязательств. Их учение направленно на подготовку человека к освобождению от устаревших нравственных стереотипов. Даосизм утверждает, что спор принципиально неразрешим, так как человек, взявший на себя роль судьи, вынужденно принимает сторону одного из спорщиков и тем самым поддерживает его точку зрения. То есть, как только дело касается нравственного выбора, критерий оценки становится относительной величиной, потому что сколько людей, столько и мнений.

    Естественность и простота.

    Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления.
    Идеалом даосов является существование, свободное от страстей и амбиций.
    Однако серьёзным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний является образование, так как знание увеличивает привязанность к желаниям и амбициозные устремления. Даосы разработали теорию мышления, которая препятствует повышению интеллектуального и образовательного уровней.
    Естественная простота пю проявляется в спонтанных поступках ву-вей, отражающих природную гармонию. В процессе ву-вей личность выражается в своей первозданной простоте и единении с окружающим миром. В этом случае сознание не успевает проявить своё рациональное начало и подсознание берёт на себя функции управления личностью. Указанные качества способствуют осознанию природы всех живых существ и места человека в этом мире. Одному даосскому философу Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка и, проснувшись, он задал себе вопрос: «Как я знать, снился ли человек спящей бабочке или спящему человеку снилось, что он бабочка?».

    Идея естественной гармонии воплощена во многих аспектах китайского искусства. Например, в работах пейзажистов горы (ян) как правило уравновешены каким-либо водоёмом (инь). Художники намеренно создают впечатления динамичности своих сюжетов (процесса перемен), например, под напором корней деревьев скала покрывается трещинами. Как правило. Люди и жилые строения занимают на картине определённое место и по сравнению с окружающим их величественным ландшафтом кажутся ничтожно маленькими.
    Согласно законам фэн-шуй, структура композиции сбалансирована, и люди изображаются в соответствии с направлением потока положительной энергии.

    Даосизм проник во все сферы жизни Китая: искусство фэн-шуй добивается баланса между рукотворными предметами окружающей обстановки и естественной энергией потока ци; концепция инь и ян отражается в особенностях китайской кухни. Одни виды продуктов питания, например мясо, соответствуют принципу ян, другие, например овощи, – принципу инь. Всё, что подаётся на стол, должно выражать баланс инь-ян. Например, гарниром к мясу (ян) могут служить орехи (инь), а к любому мясному блюду должен подаваться чай (инь), но никак не крепкие напитки (ян). Наиболее известная даосская методика – комплекс упражнений тайцзи, который представляет собой набор последовательных движений, с помощью которых восстанавливается баланс инь- ян. Человек, освоивший эту технику, выполняет упражнения спонтанно и естественно, причём вызванный поток ци не контролируется сознанием. Это искусство возникло в XIV в. и обрело многочисленных поклонников, многие из которых не имеют понятия о его даосском происхождении.

    Всё вышесказанное подтверждает практичность даосизма, материализующего свои теории в искусстве и повседневной жизни. При этом отчётливо прослеживается попытка воплощения метафизических идей и даосских принципов в явлениях культуры и особенностях национального характера.

    Даосизм

    До появления в Древнем Китае даосизма там были шаманы, которые жили в гармонии с природой. Они скрытно обитали в горах и помогали окрестным племенам, толкуя знамения, предсказывая погодные циклы и устанавливая невидимые связи между местными жителями и духовными мирами. Согласно легендам, шаманы могли повелевать силами природы, проходить сквозь землю и горы и даже путешествовать к звездам.

    Вдобавок к этим мифическим способностям шаманы были хранителями древних китайских наук вроде астрономии. Они также разработали системы медитаций и упражнений, связанных с циркуляцией энергии, которые позже стали называться ци гун. На основе этих шаманских традиций и возникло даосское учение.

    Даосизм, по преданию, основал философ Лао-цзы (также известный как Ли Эр или Дань), живший во время династии Чжоу (около 580 г. до н. э.). Он служил придворным архивариусом, а после смерти, как говорят, стал драконом.

    В результате долгих лет обучения он стал просветленным и пожелал удалиться от общества, отправившись в путешествие на запад Китая верхом на черном буйволе. Достигнув удаленного горного перевала, Лаоцзы встретил смотрителя по имени Вэньши. Тот убедил его записать свои откровения в труде, который позже стал известен под названием «Дао дэ цзин». Это философское сочинение представляет собой пособие по изменению самого себя и медитации, рассказывающее о «Дао» (буквально – «путь»). Лаоцзы помогал его ученик, философ Чжуанцзы. Вдвоем онщ разработали духовное учение, основанное на древнем культе поклонения духам природы. Фактически основной догмат даосизма состоит в утверждении о том, что порядок и гармония природы гораздо более устойчивы и незыблемы, чем все правительства и учреждения, созданные людьми. Первые даосы особенно настаивали на принципе «ву-вэй», что в дословном переводе означает «бездействие». Согласно этой доктрине, искусство и жизнь должны соответствовать созидательному природному пути, а не ценностям человеческого общества.

    Даосизм и фэн шуй связаны следующей концепцией: природа является главной силой, а люди как часть природы обязаны следовать ее законам. Поскольку в природе все уравновешено, дома и прочие строения могут нарушить это равновесие, если будут расположены в неудачном месте. Жизнь вне баланса с природой непременно скажется на людях. Возникновение озоновых дыр, глобальное потепление, исчезновение рыбы в океанах и истощение почвы – наглядный пример того, что может произойти, если быть не в ладах с природой.

    Дао – Путь Вселенной

    В основе теории Фэн Шуй лежит представление древних китайцев о том, что в мире не существует ничего неподвижного, все постоянно меняется и все взаимосвязано. Данное учение называется даосизмом. Слово «Дао» в переводе означает «Путь», под которым понимается способ достижения гармонии с самим собой, с природой и с другими людьми. Изучение основ Фэн Шуй следует начинать с осознания того, что Дао присутствует везде – в окружающем мире и в самом человеке.

    Китайцы говорят: «Все — это Дао, все — это Путь». Для достижения упорядоченного существования (гармонии) человек должен найти свое место в мире, научиться работать с энергией Ци (Инь и Янь). Согласно даосской точке зрения, искусство Фэн-Шуй состоит в умении интерпретировать модели и схемы бытия, в постижении взаимосвязи и взаимозависимости всех вещей.

    Основой Фэн Шуй являются отношения человека с Дао, и, чтобы эти отношения были плодотворными, следует осознать, что Дао есть жизнь во всех ее проявлениях и во всем нужно стремиться к гармонии — равновесию между противоположностями.

    Девять врачебных искусств даосизма

    Даосизм разработал девять оздоровительных искусств:

    I. Искусства движения

    Ци гун, тай цзи и боевые искусства тренируют физическое и энергетическое тела. Медитация, питание и искусства движения известны как «Три столпа здоровья».

    Китайская кухня и диеты основаны на энергетических качествах продуктов и потребностях человека.

    Медитации регулируют дыхание, сознание и тело. Они направлены на внутреннюю алхимию или служат достижению просветления и бессмертия. Лучше, если медитация наполняется позитивными вибрациями звука.

    Каждое растение имеет энергетическое свойство, и его используют для лечения определенного заболевания.

    Акупунктура – это стимуляция иглами определенных точек тела. Акупрессура – воздействие на те же точки пальцами, травами или нагреванием.

    Фэн шуй позволяет использовать природную энергию благодаря правильному выбору места и помогает жить в гармонии с землей.

    VII. Метод инь и ян (Искусство спальни)

    Сексуальную энергию можно использовать для продления жизни и духовного роста. Метод инь и ян лечит с помощью мужской и женской энергии, которой обмениваются партнеры.

    Гадание – это искусство интерпретации вещей. По верованиям китайцев, микрокосм является зеркалом макрокосма. Рефлексология по ладони, ступне, уху, лицу или коже головы узнает о недугах всего тела.

    IX. Работа с телом

    Этот метод помогает создать мощный поток энергии, пронизывающий тело. Он включает в себя различные формы массажа и поглаживания мягких тканей (дуй-на), акупрессуру (ань-мо) и массаж внутренних органов (ци-нэй-цзан).

    Ссылка на основную публикацию