Фэн шуй чья наука

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» [1]. Появилось это учение в Китае в IX веке [2]. Интересно отметить, что Лиллиан Ту[3], популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия»[4]. Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции»[5]. Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике[6]. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»[7]; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»;[8] «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии»[9]. Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими»[10]. Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»[11]; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».[12]

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая»[13] энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу»[14]. Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения»[15]. В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье»[16]. Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.[17] Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун ( I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед -разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца.[18] Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков»[19]. Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»[20]; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры»[21]. Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».[22]

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера[23], является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»[24]; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»[25]; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней»[26]. Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй»[27]. Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения»[28]. Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме[29], из которой выводится научная картина мира[30]. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук[31]. Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского»[32]. Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры[33]. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет[34]. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей»[35]. А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом[36], а землю хранить[37]? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия ( Мф. 6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно[38]: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите»[39]. А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»[40]; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас»[41]. Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов[42], но полностью неприемлемая для христианства. Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством[43], и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй»[44]. Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма[45], на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм[46], и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию[47], она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»[48]. А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй,[49] то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы[50], полностью несовместимое с христианством[51]. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр»[52]. Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы[53]. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются»[53]. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи»[55]. А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает(выделено нами. – В.П.)»[56]. Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек[57]. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао»[58]. Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса»[59]. Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» ( 1Тим. 4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Глава 1 Фэн-шуй – наука о гармоничной жизни. История возникновения и основные понятия

Фэн-шуй – наука о гармоничной жизни. История возникновения и основные понятия

Рассказывают, что давным-давно служил в Китае инспектором рвов и плотин человек по имени Фу Си. Он был прославлен как компетентный специалист, одаренный и техническими познаниями, и житейской мудростью. Во всей Поднебесной знали и ценили трудолюбивого Фу Си. Едва только какая-то река выходила из берегов, меняла русло или затопляла поля, уничтожая постройки и посевы риса, немедленно звали Фу Си, ибо еще ни разу не ударил он лицом в грязь, успешно решая все поставленные перед ним задачи.

И вот случилось так, что губернатора провинции Шаньси, человека мудрого и уважаемого за его заботу о делах провинции и людей ее населяющих, обеспокоил тот факт, что русло реки Ло проходит в опасной близости от высокой горы. Бурное течение Ло и ее водовороты приносили местным жителям немало неприятностей. К тому же река постоянно грозила выйти из берегов и затопить поля. А затем русло своенравной Ло изменилось и приняло еще более опасное направление. Губернатор тут же послал за Фу Си.

Инспектор прибыл в Шаньси и сразу признал, что со столь трудной задачей еще не сталкивался. Он долго изучал местность, пытаясь найти решение проблемы. Наконец он объявил, что для отвода русла реки Ло необходимо пробить тоннель в горе, у подножия которой она протекает. Затем он произвел все необходимые вычисления, и работы начались.

Сотни мужчин трудились, прорубая тоннель. Многие погибли во время обвалов, жизни других забрала Ло, но никто не сказал и худого слова про Фу Си, который работал наравне со всеми. Наконец 6 месяцев спустя тоннель был прорублен, а река Ло – укрощена.

И вот, предвкушая заслуженный отдых, инспектор Фу Си прогуливался поздним вечером и вдруг наткнулся на вход в пещеру, который на его картах обозначен не был. Фу Си подивился этому обстоятельству и решил исследовать пещеру. Войдя в нее, он зажег светильник и увидел тропинку, которая вела в глубь горы. По ней Фу Си и отправился.

По дороге он повстречал странное животное с желто-коричневой кожей и огромной жемчужиной во рту, а затем свирепую собаку, которая напугала Фу Си лаем, но не укусила, и желтого поросенка. На глазах пораженного инспектора собака и поросенок превратились в людей, одетых в черные одежды, а затем появилось существо с телом человека и головой змеи. Фу Си понял, что удостоился лицезреть божество – Великого императора.

Император вручил Фу Си свиток пергамента, на котором были нарисованы 8 групп черных линий, часть из которых была сплошными, а часть – прерывистыми, нефритовую табличку, разделенную на 12 частей, каждая из которых символизировала период года и дня, а также панцирь черепахи, на котором был изображен магический квадрат ло шу.

«Ты подтвердил умение укрощать реки, мыслить мудро; своим последним достижением ты доказал, что сможешь управлять страной. Гексаграммы свитка помогут тебе определять благоприятные для народа Китая годы, предсказывать те или иные события. Табличка из нефрита даст силы управлять народом мудро, а надписи на панцире даруют способность правильно планировать».

Вскоре Фу Си действительно стал императором Поднебесной и правил 40 лет. Ни разу за время его правления земля Китая не пострадала от засухи или наводнения, а подданные его не ведали голода. Так в Китае появились многие науки, в том числе и наука фэн-шуй.

Словосочетание «фэн-шуй» переводится с китайского языка как «ветер и вода». Именно эти две силы, по представлениям древних китайцев, формировали ландшафт, именно они создавали условия для жизни в той или иной местности. Под ветром и водой тут, кстати, понимались не какие-то конкретные перемещения воздушных или водных масс, а скорее проявления двух основополагающих сил мироздания – инь и ян. Таким образом, фэн-шуй является не только наукой о том, какое влияние оказывают особенности рельефа местности на жизнь и самочувствие людей, но и наукой о воздействии тонких материй, наукой о том, как постичь свой дао и следовать ему, избегая излишних страданий, идти по дороге жизни так, как должно, и закончить свой земной путь, очистившись от отрицательной кармы предыдущих воплощений.

Науке фэн-шуй можно дать следующее определение: это наука о гармонических взаимоотношениях с окружающим миром, объектами живой и неживой природы, его составляющих, преследующая своей целью создание для индивидуума или группы индивидуумов таких условий, когда его (их) физическое и духовное состояние достигает максимально возможных положительных величин.

Однако прежде, чем рассматривать науку фэн-шуй, давайте познакомимся с ее основными понятиями и элементами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

Последнее время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй?

Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Интересно отметить, что Лиллиан Ту, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия». Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее.

Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции».

Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии». Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй– это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение.

Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими». Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения». В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье». Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом. Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков». Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией» ; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры». Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера, является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней».

Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй». Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня,– состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения».

Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме, из которой выводится научная картина мира. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук». Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского». Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей». А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом, а землю хранить? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство!

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия ( Мф.6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. … Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас». Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов, но полностью неприемлемая для христианства.

Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй». Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма, на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,– это не аномалия, а норма.

Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила». А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»?

Признает фэн-шуй и учение кармы, полностью несовместимое с христианством. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «… трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр». Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются». Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи». А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)». Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае– великому кормчему Мао». Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса». Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и– о «чудо»– деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй– это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» ( 1Тим.4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Автор: Питанов В.Ю.
Апологет

Фэн-шуй — древняя китайская наука

Фэн-шуй рекомендует способы жизни в состоянии гармонии и баланса с вашим персональным окружением, что позволяет вам привлечь к себе больше удачи. Это техника создания вашего жизненного пространства, метод благоустройства вашего окружения, метод организации планировки и расстановки мебели. Если говорить очень коротко, то Фэн-шуй указывает благоприятные места и направления в пространстве. Главным критерием является некая таинственная метафизическая сила, ци, которая согласно определенным законам распределяется и перемещается в пространстве и изменяется во времени.

Китайцы, практикующие Фэн-шуй, стремятся окружить себя благоприятной ци. Они убеждены: если их дом расположен и обустроен так, что в нем создается максимальное количество ци, то это «небесное дыхание» принесет им удачу. Дом, имеющий хорошую ци, благотворно воздействует на каждого члена семьи, особенно на хозяина дома. Когда расположение дома благоприятно и он окружен четырьмя небесными животными: драконом, тигром, черепахой и фениксом, — то удача переходит от потомка к потомку, не покидая дом, по меньшей мере, при жизни пяти поколений.

Фэн-шуй в Китае

На протяжении столетий Фэн-шуй практиковался правящими классами императорского Китая. Во всяком случае со времен династии Тан и до периода правления последних китайских императоров Фэн-шуй оставался важной частью практики императорского двора, а мастеров Фэн-шуй либо почитали за бесценные знания, которыми они обладали, либо предавали смерти, чтобы эти знания не могли стать достоянием кого-либо, кто использовал бы их против Сына Неба. В атмосфере непрерывных дворцовых интриг императоры искусно и заботливо оберегали своих советников по Фэн-шуй. В сюжетах китайских легенд часто встречается тема прорицаний Фэн-шуй, сопровождавших формирование новых династий. К примеру, Чжу Юаньчжана, первого императора династии Мин (династия Мин правила в Китае с 1368 по 1644 гг.), — разбойника, нищего и бандита — заставили поверить в то, что ему удастся свергнуть последнего монгольского императора и положить начало правлению династии Мин, исходя лишь из крайне благоприятного Фэн-шуй могилы его отца. Однако, став императором, Чжу Юаньчжан впоследствии приказал, чтобы все мастера Фэн-шуй были казнены, а по всей стране распространили специально сочиненные фальшивые книги по Фэн-шуй.

Говорят, когда Юнле, третий император династии Мин (1403-1425 гг.), приступил к строительству новой северной столицы — Пекина, а именно той ее части, что ныне называется Запретным Городом, его архитекторы и строители при благоустройстве Фэн-шуй новых дворцов использовали те самые фальшивые книги. Вот почему вскоре после сооружения новых дворцов они сгорели дотла.

История Запретного Города изобилует народными сказаниями о неправильном Фэн-шуй, навлекающем беды и несчастья. Когда в XVI веке к власти пришли маньчжуры, свергнув династию Мин, они едва не пали жертвой неправильного Фэн-шуй, пока император Цяньлун (1736-1795 гг.) не проявил к этому личный интерес и не сумел восстановить правильные принципы Фэн-шуй. Полагают, что благодаря великолепному Фэн-шуй правление Цяньлуна было периодом процветания и удачи для его народа.

В недавние времена ходили слухи, что на обоих современных коммунистических императоров Китая — Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина — благоприятное воздействие оказывал непревзойденный Фэн-шуй могил их предков. Говорили, что могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае — великому кормчему Мао. Что касается Дэна, то предание о Фэн-шуй связано с могилой его отца, а также с присутствием в пределах видимости семейного дома трех благоприятных горных вершин.

Как ни странно, Фэн-шуй в маоцзэдуновском Китае не процветал. Мало того, в годы маоцзэдуновского правления практика Фэн-шуй была строжайше запрещена. Всю свою жизнь Мао жил в страхе, что его свергнут, и не собирался рисковать, позволяя, чтобы кто-либо воспользовался удачей Фэн-шуй, затмив его собственную удачу!

Эволюция Фэн-шуй

Изначально мастера Фэн-шуй в Гонконге проводили только диагностику окружающей среды, выявляя благоприятные ориентации. Строящиеся фасады были ориентированы так, чтобы пользоваться защитой холмов и символическим богатством вод гавани. Дороги строились с учетом символизма дракона-тигра при неукоснительном соблюдении классических принципов. Но по мере разрастания городов, когда современные здания множились, как грибы, и начал преобладать городской образ жизни, принципы Фэн-шуй стали проникать в интерьеры зданий и домов, ознаменовав появление новых интерпретаций старых принципов. Старые принципы адаптировались к современным условиям жизни.

Старые мастера изучали полученные ими в наследство компасы-лопань (лопань — китайский компас для анализа Фэн-шуй зданий и могил. Кроме сторон света, на его шкалах нанесены триграммы, календарные циклические знаки, астрологические «звезды» и т.п.), стремясь найти новые интерпретации древних символов; другие мастера размышляли над тайными указательными формулами и начинали внедрять их в свою практику. В то же время они экспериментировали с методами, которые были бы применимы в новой обстановке городской жизни. Многие хранили свои формулы в секрете, ревностно их оберегая. Старые мастера передавали их из уст в уста любимым ученикам или близким родственникам.

Мастер Яп Ченг-Хай

На разных этапах моей жизни я столкнулась с тремя из этих бесценных формул, и в течение многих лет применяла их с огромным успехом. Я получила их от моего дорогого друга мастера Яп Ченг-Хая, признанного эксперта по Фэн-шуй, который за свою почти тридцатилетнюю практику сделал многих людей в Малайзии сказочно богатыми и счастливыми. Мастер Яп Ченг-Хай — подлинный знаток Фэн-шуй. В молодом возрасте он обучался у бесчисленного множества старых мастеров из Гонконга и Тайваня. Обладая врожденной любознательностью, влекущей его к метафизике, поразительным интеллектом и фотографической памятью, Яп Ченг-Хай активно выискивал старых мастеров, чтобы узнать секреты практики Фэн-шуй.

За свою тридцатилетнюю карьеру в качестве мастера Фэн-шуй он последовательно превратил многих бизнесменов в на редкость преуспевающих миллиардеров и мультимиллионеров. Многие из них продолжают быть его клиентами, консультируясь с ним при планировании каждого нового корпоративного проекта или расширения собственности и выигрывая во многом другом благодаря чудесному совету мастера Фэн-шуй Япа.

Частенько мастер Яп давал мне понять, что увеличение доходов — это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй. Но при этом он пояснял, что разным людям выпадает разная доля богатства, проистекающего от Фэн-шуй. Он говорил, что это зависит от так называемой «небесной удачи». Если, к примеру, человеку не сопутствует небесная удача, позволяющая ему превратиться в магната или мультимиллионера, то благоприятный для богаства Фэн-шуй обеспечит его относительно легкой жизнью, в которой деньги не будут проблемой. Но такой человек никогда не станет миллиардером.

Я тоже успешно воспользовалась методами Фэн-шуй мастера Япа по увеличению доходов. При моей карме мне не светит стать заправилой фирмы с многомиллионными оборотами, но, бесспорно, я более чем удовлетворена имеющимися результатами. На протяжении многих лет у меня прекрасных доход и мне грех жаловаться. Однако я, в отличие от большинства клиентов мастера Япа, выполняю его техники Фэн-шуй самостоятельно. В самом начале это происходило потому, что к мастеру Япу было очень сложно пробиться, но постепенно мной овладело громадное и всепоглощающее желание побольше узнать о данном предмете.

Я воспользовалась нашей большой дружбой с мастером Япом и попросила у него разрешения раскрыть миру его знания и формулы Фэн-шуй. Мои собственные исследования породили во мне огромное уважение к данной науке, и я сказала мастеру Япу, что представлю Фэн-шуй в виде свода знаний, лишенных какой-либо духовно-религиозной окраски. Я поняла, что Фэн-шуй должен принадлежать всему миру, а не только тем, кто придерживается традиционных китайских религий.

Величайшая щедрость Яп Ченг-Хая проявилась снова: он согласился с моим предложением. Собственно, весь цикл моих книг по Фэн-шуй — результат этой щедрости, ибо именно Мастер дал мне ключ к раскрытию многих секретов чисел Багуа («восьми триграмм») и Ло шу («книги из реки Ло»), которые наполнили глубоким смыслом непонятные объяснения, содержащиеся в старинных текстах и переданные мне другими практиками Фэн-шуй.

Сегодня Яп Ченг-Хаю далеко за семьдесят. Его решение поделиться своими знаниями в области Фэн-шуй совпало со вспышкой интереса во всем мире к этой древней китайской науке. Конечно же, это не просто совпадение…

Применение Фэн-шуй

В качестве счастливой наследницы знаний мастера Япа в области Фэн-шуй, а затем в ходе собственного изучения и изысканий я обнаружила, что к Фэн-шуй лучше всего подходить как к технике. В том, как работает Фэн-шуй, нет ничего магического. Когда формулы использовались правильно, они наполняли мою жизнь невероятным счастьем. И всякий раз, когда от меня уплывала удача, я всегда находила причины в подвижных звездах, составлявших очередную формулу Фэн-шуй. За годы, проведенные в Гонконге, я познакомилась со множеством других мастеров и практиков Фэн-шуй и обнаружила, что существует много разных школ Фэн-шуй и значительная глубина в этом, с виду несерьезном, предмете. Тогда я решила воспользоваться преимуществом своего высокого административного положения в корпорации, которое открывало мне возможность связаться с экспертами Китая, Гонконга и Тайваня, превратив изучение Фэн-шуй в серьезное хобби. В те времена я смотрела на знание Фэн-шуй как на вспомогательное средство управления. У меня никогда не было намерения ни писать о Фэн-шуй, ни становиться консультантом по Фэн-шуй.

Только в старости, после того, как я покинула «корпоративный мир» и приняла решение поделиться своими обширными знаниями в области Фэн-шуй, с такой щедростью переданными мне велики множеством различных мастеров, я стала писательницей. Я по прежнему не занимаюсь консультированием по Фэн-шуй, предпочитая вместо этого популяризировать и преподавать это древнее знание и оставляя область консультирования в ведении многих прекрасных представителей этого ремесла, которые в настоящее время занимаются им профессионально и зарабатывают этим себе на жизнь.

Всего несколько лет назад Фэн-шуй был почти неизвестен на Западе. А сегодня он постепенно становится предметом всеобщего интереса и внимания. Этот интерес будет неуклонно возрастать хотя бы потому, что по мере увеличения количества людей, которые, опираясь на знание Фэн-шуй, учатся жить в гармонии со своим окружением, а также начинают извлекать материальную прибыль, Фэн-шуй будет приобретать все большую популярность. Та же потенциальная мощь, которая обеспечила его выживание в Китае на протяжении последних четырех тысяч лет, ныне разжигает пламя интереса к его практике во всем современном мире.

Учитесь применять Фэн-шуй. Пусть эта древняя китайская мудрость откроет вам тайны живой земли. Воздержитесь на время от присущего вам скептицизма и познакомьтесь с другим взглядом на энергии, которые омывают окружающую среду. Раскройте глубинный смысл за простотой космологии Инь-Ян. Настройтесь на восприятие тонкий различий пяти элементов в вашем окружении, ведь они непрерывно взаимодействуют друг с другом. Ощутите таинственное могущество невидимых и непостижимых сил живой земли, подключаясь к их энергиям, которые наполнят счастьем вашу жизнь.

И в ходе этого процесса наслаждайтесь лучшей, более здоровой, более счастливой и более богатой жизнью.

Распространение Фэн-шуй

Фэн-шуй проник за море и появился на других территориях вместе с китайцами, бежавшими с родины. Многие мастера Фэн-шуй последовали за гоминьдановским генералом Чан Кайши в Тайвань — принеся с собой драгоценные тексты и бесценные лопани Фэн-шуй, или компасы Фэн-шуй, в которых содержались профессиональные секреты мастеров. По этой причине в ранний период XX столетия правящая элита и предприниматели Тайваня весьма преуспели, обладая превосходным знанием Фэн-шуй. Вовсе не случайно, что Тайвань и партия Гоминьдан в эти годы процветали, и даже сегодня Тайвань продолжает быть одной из богатейших стран мира.

Фэн-шуй также проник в Гонконг, куда стекались эмигранты, желавшие начать жить заново. Они тоже обладали знанием Фэн-шуй своих праотцов и, как и их братья-близнецы в Тайване, использовали этот древний свод знаний, чтобы привлечь к себе удачу в новой окружающей среде.

Сегодня Тайвань и Гонконг — это общепризнанные примеры экономического чуда. Многие люди объясняют такой колоссальный успех почти универсальным приложением принципов Фэн-шуй. Техники Фэн-шуй, связанные с пространственным расположением объектов, использовались не только в жилых районах, но также в офисах, на рабочих местах, фабриках и коммерческих предприятиях.

Автор: Лиллиан Ту
Источник: книга «Основы Фэн-шуй»

Искусство Фен-Шуй

Фэн-Шуй – это древняя наука, которая зародилась в Китае более 3000 лет назад. В древности эти сокровенные знания были доступны только императору и хранились в тайне от простых людей.

Хранители тайны – Мастера Фэн-Шуй были уважаемыми метеорологами, астрономами и учеными, именно они отвечали за благоволение удачи и процветание Королевского двора.

Знания передавались из поколения в поколение, и с крайней осторожностью подбирались кандидаты, которые в последствии могли бы стать приемниками мастеров китайской философии.Постепенно это переросло в полноценную науку по изучению природной антропогенной среды.

В культуре древнего Китая было важно при построении зданий выбрать правильное размещение, и это касалось не только императорских дворцов, но так же и мест для захоронения.

Основано фен-шуй было на знании энергии Ци, благодаря чему мастера могли определить благоприятные и неблагоприятные места и направления.

Энергия Ци – это дыхание Жизни Вселенной, то благодаря чему мы живем. Она заполняет все пространства и частички нашего мира, поэтому правильное использование Ци имеет такое колоссальное влияние на жизнь человека.

К слову, в Индии люди также, как и в Китае люди наделены пониманием законов мира, только Ци индийцев – это прана.

На Востоке эти законы живут уже тысячи лет, наверно поэтому он в понимании нашего человека является кузницей духовно-развитых людей. И только совсем недавно эти основы стал познавать Запад, задыхающийся в плену своих мегаполисов, кто знает, может изучение законов мироздания и нас приведет к резкому скачку осознанности и духовному развитию общества. Фэн-Шуй это также и знание пяти природных элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода .

Обращаясь к ним мастер по фен-шуй может наладить баланс энергии Ци в окружающей среде. Множество преимуществ есть у того, кто обладает знанием и принципами Вселенского энергетического потока.

Это возможность наладить здоровье, процветание и отношения с людьми. Жизнь как будто начинает течь в благоприятном направлении , и поэтому успех и удача не заставляют себя ждать. Фэн-Шуй в дословном переводе означает “ветер” и “вода”, наука изучающая природное и энергетическое влияние на жизнь человека.

Человек, использующий китайскую философию дома или на работе, зная основные ее принципы, непременно заметит положительные и изменения Баланс энергии Ци может смягчить негативные аспекты здоровья и помочь в скором выздоровлении . Что касается отношений, то дисбаланс энергии приводит к разлуке и одиночеству, изменить ситуацию может гармонизация пространства с помощью пяти основных элементов Фэн-Шуй.

Императоры в Древнем Китае благополучно использовали эту могущественную силу для привлечения богатства и власти. Для этого необходимо определить благоприятные участки помещения и использовать их с выгодой для себя.

Первое, что вы должны сделать, это очистить помещение от предметов, несущих в себе негативную энергию “Ша” , которая отрицательно сказывается на человеческой жизни.

Мертвые растения, сломанная мебель, картины, фотографии связанные с неприятными воспоминаниями и прочие предметы, в которых вы более не нуждаетесь которые необходимо удалить из вашей среды. Удостоверьтесь что ваша квартира полностью очищена от застойной энергии.

Но главное, это ваши собственные ощущения, в вашем жилище вы – господин , поэтому необходимо устроить все так, чтобы ни одна деталь не вызывала в вас негатива и дискомфорта, и только уют и гармония заполняли все окружающее пространство.

Традиционный Фэн-Шуй – это не множество безделушек, зеркал Багуа и прочих таинственных прелестей, это прежде всего естественные отношения человека со вселенной, жизнь в гармонии с ее порядком . Фэн-Шуй опирается на принципы Инь и Ян – баланс, гармония и взаимозависимость всех вещей.

Интересно! Ян представляет собой тепло, свет, рождение; а Инь – это холод и тьма. Ян поднимается на Востоке и достигает своего пика на Юге, Инь спускается на Западе и достигает максимума на Севере.

Здесь можно заметить аналогию в том, что Солнце встает на Востоке, далее наступает жаркий полдень, а садиться на Западе и вскоре наступает тьма. В Инь присутствует частичка Ян, которая может вскоре зародиться, и наоборот. Это знание может быть применено к времени, к временам года, направлениям и многим другим циклам перемен. Инь и Ян – это ключ к пониманию этой древней философии .

Также у китайцев есть и такое понятие как Восемь Триграмм – это аналитическая основа фэн-шуй.

Триграмма – это изображение одного из восьми направлений , учитывая которые, можно благоприятным образом спроектировать свое жилье либо офис. Многие современные люди прислушиваются к Фэн-Шуй, но вполне неосознанно. Ибо все мы знаем, что нельзя находиться напротив острых углов, да и в принципе в обстановке помещения не стоит ими злоупотреблять, также и нежелательно нахождение рядом с домом линии электропередач, шоссе либо строек, т.к. в последствие это может негативно сказаться на вашей жизни.

Поэтому ликвидация “Ша” – негативной энергии, это первое. чему стоит уделить внимание. Некоторые люди полагают, что Фен-Шуй – это религия, которая противоречит их религиозным взглядам. Однако предположение это неверно. Китайская геомантия не является продуктом какой-либо религиозной системы убеждений

Она скорее основана на наборе определенных расчетов, где рассматриваются четыре аспекта: построение,время, окружающая среда и человек. Большинство информации и книг по фэн-шуй содержат лишь обзор двух аспектов: устроение зданий (ориентация имущества в пространстве) и окружающую среду.

Фэн-Шуй – это наука, которая основана на вычислениях, логике и законах Вселенной . Истинный мастер, посвятивший долгие годы своей жизнь этой философии, в первую очередь будет смотреть на человека, дабы определить какой именно аспект жизни его тяготит, и лишь затем будет устранять причину.

Однако, даже простому человеку доступны многие знания, применив которые он сможет достичь успеха, здоровья, благополучия, любви и счастья. Фэн-Шуй как волшебная палочка и в руках искусного волшебника она становится великой силой!

История Фэн Шуй

Я передаю, а не сочиняю
Я верю в древность и люблю ее
Конфуций

История Фэн Шуй

Фэн шуй — это древняя наука о том, как жить в гармонии с миром. Для китайцев гармония это, прежде всего, равновесный обмен энергиями между человеком и природой. Раньше это состояние было для людей естественным, благодаря нему они были по-настоящему счастливы, здоровы, богаты. Но, постепенно люди стали отделяться от природы, строить жилища, здания, и большинство людей утратили такой баланс.

История фэн шуй насчитывает не одно тысячелетие, и началась она, как мы знаем, в Китае. Точную дату появления этой науки, разумеется, назвать невозможно.

Раскопки показывают, что уже 6000 лет назад древние китайские захоронения были ориентированы в соответствии с положением Большой медведицы относительно полярной звезды, и уже содержали некоторые принципы фэн шуй. А даосские мастера уже 5000 лет назад использовали принципы инь и ян в своих техниках.

Основные принципы фэн шуй использовали и древние люди. Они прекрасно знали, что для жизни лучше выбирать место, чтобы сзади была гора, это защитит от нападений, для жизни необходима вода, поэтому лучше, чтобы перед поселением было озеро, а лес по бокам и от нападений защитит и в поисках еды поможет. Правильно будет считать, что основы фэн шуй появились вместе с человеком, и с его первыми попытками выжить на земле. А вот самостоятельной наукой фэн шуй стал несколько тысячелетий назад, и как любая наука, он пришел не из теории, а из практики.

Тот факт, что фэн шуй как наука родился в Китае, мало кого удивляет. Ведь вся философия Востока направлена на единство человека и Вселенной, ведь человек это часть Вселенной, и жить в гармонии с окружающим миром просто необходимо! А вот философия запада всегда была направлена на завоевания природы, с помощью науки и многочисленных экспериментов.

Сам термин фэн шуй впервые появился около 4000 лет назад, в древней книге захоронений, или еще ее называет «книгой мертвых»:

«Ци седлает ветер (фэн) и разлетается,

Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй).

Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание

И направляли ее, чтобы гарантировать сохранение.

Так, это умение было названо фэн шуй.

Согласно законам фэн шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду

Находится рядом с местом, удерживающим ветер…»

Это строки из «книги мертвых», в которых объясняется, почему же появилось именно такое название. Это название фэн шуй применялось не всегда. Например во времена династии Хань, когда искусство фэн шуй стало профессиональной деятельностью, оно носило название Кань Ю правда в то время Кань Ю не было не самостоятельной наукой, а лишь частью искусства предсказаний, основанной на изменениях на небе и на земле. Перевести термин Кань Ю можно как Путь неба (Кань) и Путь Земли (Ю) или Дао Неба и Земли. Еще одно, более раннее название Ди Ло, которое можно перевести как Закон Земли.

Несколько тысячелетий фэн шуй развивался в Китае, он наполнялся все новыми и новыми техниками, было открыто сотни «формул» Фэн шуй. Фэн шуй гармонично «вписался» в китайскую культуру, т.е. его основные принципы прекрасно взаимодействовали с китайским мировоззрением. Кстати, здесь стоит отметить, что все китайские науки базируются на одних и тех же принципах : теории пяти элементов, принципе инь и ян, а также на понятии энергии ци.

В древнем Китае, по принципам фэн шуй строили целые города, как, например, Великий Запретный город в Пекине. Дворец императора и даже расположение трона устанавливались по рекомендациям мастеров фэн шуй.

Долгое время знание фэн шуй не было открыто для людей. И было доступно только избранным, только императорам, аристократам или привилегированной элите. Мастеров фэн шуй щедро награждали за их работу, и сурово наказывали за разглашение тайн фэн шуй, некоторых даже казнили. Древние мастера охраняли свои знания, часто они держали секреты в себе до самой старости, и только перед смертью раскрывали их своим ученикам. К сожалению, большая часть знаний была утрачена.

Кстати, во времена Конфуция (551-479 гг до н.э.), в разное время года император жил в разных дворцах, а то, в какой дворец лучше переехать, высчитывали с помощью специальных расчетов.

Пик в своем развитии фэн шуй получил во времена династии Хань, (206 г. н.э. — 224 г. н.э. ), именно тогда фэн шуй стал профессиональной деятельностью. В это время произошли очень важные события, именно тогда было написана « Книга Ритуалов», в которой были описаны методы фэн шуй, применяя которые легко было правильно расположить захоронения.

В период Троецарствия (220-265 гг. н.э.) мастер Чжугэ Лян соединил теорию Багуа и квадрат Лошу. Появилась система, по которой выбирали наилучшее расположение для комнат и домов в императорском комплексе.

Во времена династии Цзинь (265 -420 гг) появился человек, которого современные мастера фэн шуй считают отцом геомантии (от греческих словам Gе – Земля и Manteia – гадание). Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «Фэн шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью. Благодаря мастеру Го Пу, известному по практике выбора благоприятных мест для погребения, фэн шуй был признал императорским дворцом в качестве признанной даосской практики.

Во времена династии Тан (618-960 гг) Китае наступил расцвет искусств и наук. В науке фэн шуй стали появляться новые школы, философские учения. В работе мастера стали применять компас фэн шуй. Современные компасы Лопань очень напоминают компас династии Тан. В это время некоторые мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, а другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. В те времена начали использовать триграммы ба-гуа как вспомогательное средство для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти мастера легко давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Кстати, в те времена императоры назначали геомантов своими придворными советниками! Как вы видите, их роль в истории было очень весомой!

В начале правления династии Мин (1368 —1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие мастера и ученые были казнены. На смену древним мастерам, пришли новые предсказатели, которые мало владели истинными знаниями фэн шуй, но умудрились превратить его в хороший коммерческий проект. В это время стали появляться многочисленные справочники по фэн шуй, которые представляли собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени. Ландшафтная школа была очень сильно упрощена. Зато кольца в компасе ло-пань увеличили почти вдвое, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло, и они стали доступны широким массам. В итоге, очень многие обычные люди, прочитав книги, стали называть себя мастерами и начали практиковать, конечно ни к чему хорошему это не привело.

Фэн-шуй при династии Цин (1644—1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Мастера Фэн шуй стали уделять большое значение индивидуальной карме человека, начали совмещать использование Фэн шуй с предсказанием судьбы. В этот период появлялись серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн шуй, например, «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. В этот период стали выбирать благоприятное время для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее.

Долгое время Запад очень скептически относился к знанию фэн шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Поделитесь с друзьями позитивом! Расскажите о том, что Вы сейчас читаете:

Ссылка на основную публикацию