Фэн шуй когда появился

Глава 1. История возникновения фэн-шуй

Происхождение фэн-шуй уходит глубокими корнями в прошлое, на несколько тысячелетий назад. Известно, что предки современных китайцев не строили дом, не выбирали место для захоронений своих близких и вообще не предпринимали никаких важных решений без совета опытного геоманта. Первоначально фэн-шуй создавался для того, чтобы защитить людей от климатических и других природных воздействий. Например, сильных наводнений или землетрясений, буйных ветров. Но с течением времени он получил комплексное развитие и использовался также для привлечения богатства, славы и удачи.

Примерно в 475—770 гг. до нашей эры, на основе практики фэн-шуй оформилось и его научное обоснование. Однако принципы фэн-шуй, были известны по меньшей мере еще за тысячу лет до того. Книги, посвященные этим проблемам, датируются 25 годом до нашей эры (эпоха династии Хань).

Китай — удивительная страна, в которой история наполнена мифами и легендами. Одна из таких легенд рассказывает об основании фэн-шуй. Его появление приписывают одному из трех мифических императоров Китая — У из Ся.

Согласно легенде император У проводил ирригационные работы на Желтой Реке. Однажды из нее выползла гигантская черепаха. Ее появление сочли благоприятным знамением, так как в те времена считалось, что под панцирем черепахи живут боги. Когда же У внимательно присмотрелся, он увидел на спине черепахи магический квадрат, образованный линиями панциря. В нем сумма чисел в каждом из вертикальных, диагональных и горизонтальных рядов равнялась 15. Это необычное явление так удивило императора, что он позвал мудрецов для изучения черепахи. В результате совещания мудрых, появился не только фэн-шуй, но и классическая Книга перемен И-цзин, китайская астрология и нумерология.

В далеком прошлом фэн-шуй применялся в течение столетий, чтобы оберегать членов императорской семьи. Традиционно он всегда оставался в руках богатых и могущественных. В период императорского правления в Китае все мастера фэн-шуй были в распоряжении императора. Мастерам не разрешалось выходить из-под контроля со стороны двора. Императоры боялись, как бы широкое распространение фэн-шуй не усилило их противников. Все относящееся к этому искусству, сохранялось во дворцах и могло быть использовано только мастерами, подвластными императору.

Мастера щедро вознаграждались двором и могущественными людьми. Поэтому мало кто из мастеров делился своими знаниями, предпочитая хранить их внутри семьи. Бурная история Китая, как нельзя лучше способствовала этому.

Учеников было мало, чаще все знания передавались старшему сыну, обучение длилось очень долгие годы, прежде чем можно было назвать себя мастером. С момента возникновения фэн-шуй императорский двор Китая стремился ограничить круг людей, знающих это искусство. Но знание стимулировало стремление освободиться от контроля со стороны императора и постепенно мудрость этой философии распространялась и среди людей за пределами Китая. Через несколько веков ее принципы затронули жизнь всех людей Поднебесной, от императора до самого обычного человека.

Первый известный текст фэн-шуй, который появился на Западе, опубликовали миссионеры, в частности преподобный Йетс. Он написал первую английскую статью по этому вопросу в 1868 году. Затем в 1873 году еще один миссионер Эрнест Дж. Эйтель опубликовал первую западную книгу о фэн-шуй.

Со свержением императорского режима в Китае фэн-шуй больше не практиковали столь открыто, как в древности. Использовать фэн-шуй было запрещено в соответствии с коммунистическими установками, хотя его влияние на людей оставалось очень сильным. Разделение фэн-шуй произошло в период драматических событий в истории Китая, когда беженцы покидали свою страну и селились в близлежащих странах. В период Культурной революции и после нее практика фэн-шуй в Китае была полностью уничтожена. Многие выдающиеся мастера уехали на Тайвань и в Гонконг и там стали развивать несколько иную разновидность фэн-шуй. Китайские эмигранты распространили традиции фэн-шуй и древние тексты на волне массовой политической и экономической эмиграции в другие части Азии и на западное побережье Америки.

Фэн-шуй — древняя наука о пространстве и энергии, искусство жить в гармонии с природой, использование энергии небес и земли, чтобы обрести здоровье, благосостояние и удачу. Принципы этой науки направлены на создание гармоничного индивидуального пространства, на то, чтобы изменить вашу квартиру и ваше сердце, чтобы вы могли пребывать в согласии с собой и Вселенной и с успехом противостоять всем ударам судьбы.

В переводе с китайского «фэн» означает ветер, а «шуй» — вода. В древности китайцы считали ветер и воду связывающим звеном между небом и землей. Они предполагали, что небо непосредственно влияет на жизненный путь человека, причем гораздо серьезнее, чем просто посылая перемены погоды.

Очевидно, что вода поддерживает все формы жизни на Земле, будь то растения, животные или человек. В то же время, именно ветер переносит воду с места на место, вызывая испарение из морей и проливает дожди там, где без этого была бы только выжженная солнцем земля. Таким образом ветер и вода просто необходимы для нашего выживания.

Кроме того мастера фэн-шуй считали и считают, что ветер и вода несут жизненно важную энергию ци. Поэтому для того, чтобы убедиться, что в данной местности или доме изобилие энергии ци, древние геоманты наблюдали за потоками ветра и воды и их взаимодействием с землей. Но фэн-шуй известен также, как китайское искусство расположения и занимается исследованием пространства В его связи со временем, пейзажем, архитектурой, дизайном интерьеров, условиями человеческого существования. Он может много преподать нам о жизни в гармонии между внутренним миром и окружающей средой.

Практики фэн-шуй уверены, что переставляя мебель, изменяя отделку интерьера таким образом, чтобы они находились в гармонии с природой, мы можем добиться удачи, богатства, успехов и здоровья. Что правильное расположение некоторых предметов быта играет немаловажную роль в нашем хорошем самочувствии.

Предполагается, что подходящее размещение предметов вашего окружения, например, мебели, аппаратуры, декоративных украшений, а также их определенный цвет, размер, помогут добиться благополучия и улучшить вашу жизнь.

Фэн-шуй базируется на трех основных принципах. Первый принцип — это представление об энергии Ци, энергии, которая создает и пронизывает все во Вселенной. Второй принцип :— это устойчивое равновесие взаимодополняющих сил инь и ян. Третий принцип — взаимодействие пяти основных стихий, или как их называют китайцы — пяти первоэлементов, из которых создана Вселенная и все ее составляющие.

Статьи

Автор: Е. Каракольский

6 сентября 2019

Естественная среда обитания постоянно воздействует на человека. Об этом знали еще наши предки – древние люди. Но если в глубокой древности они учитывали только те факторы, которые видны «невооруженным» глазом (дождь, ветер, солнце, снег, огонь), то с течением времени их «видение» изменялась. Так в Древнем Китае возникло учение Фэн-Шуй, построенное на том, что основой всего мироздания является энергия Ци.

Древние знания об излучении Земли

В последнее время ученые смогли получить достаточно полные данные о «невидимых» энергетических линиях, расположение которых определяется излучением Земли. Но определить их наличие можно только современными биолокационными методами. Однако древние строители, архитекторы знали об их существовании. Об этом свидетельствуют памятники древнего зодчества, сохранившиеся до нашего времени. Например, в Гималаях при строительстве монастырей кельи ориентировались таким образом, чтобы они располагались в нейтральных зонах, внутри ячеек энергетических систем.

Это позволяло предотвратить воздействие природных катаклизмов на организм живущих в них монахов. По этим же правилам возводились другие сооружения – дольмены. При этом они сами излучают позитивную энергию. А древние римляне умели управлять энергетической системой, трансформировать отрицательную энергию в положительную. Свидетельством этого являются «дороги завоевателей», проложенные в направлении восток-запад вдоль энергетических линий.

Древние народы старались имеющиеся у них знания, предотвратить их распространение. Они передавались, что называется «из рук в руки», «из уст в уста» от учителей и наставников ученикам и последователям. Однако, несмотря на разобщенность получаемых учеными разных стран эзотерических сведений, сегодня мы видим, что их знания во многом совпадали.

Возникновение Фэн-Шуй

Стремление к обретению внутренней свободы, счастья, гармонии побуждало людей к поиску все новых путей, для ее достижения. Они старались найти путь, который позволит им сблизиться, слиться с природой, стать ее неотъемлемой частью, слышать ее, понимать.

Слово фэн-шуй было придумано китайскими монахами. Оно состоит из двух частей: фэн – ветер и шуй – вода. Начиналось учение с культа почитания духов умерших предков. Древние мудрецы верили, что существование, жизнь потомков во многом зависит от умерших предков, их доброй воли, ведь после смерти человека жизнь ее души продолжается.

Поэтому устройство могилы для почившего родственника было важным мистическим действием, требующим соблюдения определенного ритуала, использования ритуальных предметов. От точности выполнения всех правил зависело будущее всей семьи. В Китае для мертвых строились целые города: наземные и подземные.

Современная практика Фэн-Шуй, которую сегодня широко внедряют в свою жизнь жители различных стран Европы, появилась относительно недавно, во второй половине прошлого века. Томас Линь Юй, известный китайский мастер Фэн-Шуй, разработал и предложил в 1986 году новую, простую методику гармонизации пространства, разобраться в которой смог бы любой, даже теоретически не подготовленный человек. Основу методики составляет процесс зонирования, при котором каждая отдельная область внутреннего пространства дома, квартиры, комнаты обустраивается по-своему.

Общие принципы

Главное назначение данной методики – установить равновесие внутри самого себя, добиться гармонии между своим внутренним мироощущением и внешними факторами при помощи оптимального обустройства дома. А добиться этого можно только настроив движение энергетических потоков, которые могут, как принести с собой счастье, процветание (положительная энергия Ци), так и плохое настроение, опустошенность (отрицательная энергия). Правильное расположение предметов интерьера, мебели, декоративных элементов позволяет скорректировать направление движения потоков, трансформировать один вид энергии в другой (негативной в позитивную) и достичь благополучия, успеха в делах, карьерного роста, взаимопонимания в семейных отношениях.

При этом нельзя препятствовать свободному перемещению Ци. Любой дисбаланс (недостаток, избыток) энергии отрицательно сказывается на всей энергетической системе квартиры, а значит при обустройстве квартиры, дома нельзя оставлять без внимания ни одну комнату.

Основные термины

Современный Фэн-Шуй намного проще учения, разработанного древними восточными мудрецами. Но и для его понимания необходимо усвоить некоторые основные понятия, термины, элементы, без знания которых трудно будет следовать правилам, требованиям гармонизации пространства.

Это основополагающее понятие, центральный термин, на котором построено все мироздание. Незримой, полноводной «рекой» растекается она по всей Земле, Вселенной, даря жизнь, процветание, безоблачное существование. Для энергии, которая наполняет пространство дома существует специальное название – Шень-Ци. С китайского это название можно перевести на русский как «дыхание довольного дракона». Именно к ее «накоплению» мы стремимся, обставляя свое жилище согласно положениям Фэн-Шуй.

В тех местах, где нарушены основные принципы учения, энергия приобретает отрицательный знак. Ее наличие ведет к нарушению гармонии, проблемам со здоровьем, постоянным ссорам, тревогам. Такая негативная энергия носит название Ша. Она скапливается в тех местах квартиры, где редко убирают, где собирается хлам, оседает пыль, хранятся старые, ненужные, сломанные вещи. Чем больше ее в доме, тем сложнее справиться с проблемами.

Чтобы темная энергия Ша не мешала достижению гармонии необходимо своевременно проводить в доме уборку, не допускать накопления мусора. Всю неисправную бытовую технику, мебель сдавать в ремонт или ремонтировать самостоятельно. То, что нельзя исправить (разбитую посуду, чайную утварь, технику, неиспользуемые предметы одежды) нужно выбрасывать, поскольку она будет привлекать, «притягивать» отрицательную энергию Ша.

Одно из центральных мест в Фэн-Шуй занимают 5 элементов, каждый из которых «отвечает» за определенный сектор квартиры: Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл. Для каждого из них характерны определенные материалы, цветовые оттенки, направления, времена года, погода. Начало цикла символизирует Дерево, которое у всех народов нашей планеты ассоциируется с зарождением жизни, ростом, процветанием. Его сменяют Огонь, Земля и Металл, который частично снижает, замедляет, сдерживает рост. Им на смену приходит Вода, назначение которой состоит в перезапуске всей системы, приведению ее к началу нового цикла.

Все пространство дома, квартиры подразделяется на 8 секторов, зон, каждая из которых символизирует одну из сторон жизни: Карьера, Здоровье, Слава, Знания, Семья, Любовь (Супружество), Дети (Помощники), Богатство. Каждый сектор активируется с помощью соответствующих талисманов, оберегов, амулетов, элементов обстановки. Так в зоне Богатства обычно устанавливают камин, свечи, а в секторе Семьи размещают обеденный стол или гостиную.

  • И-Цзин
  • Суанькун Дагуа, адепты которой используют в своей работе компас Лопань;
  • Бачжай;
  • Саньхэ;
  • Саньюань;
  • Сюанькун Фэйсuн.

Это древнее писание, рукопись, которую именуют еще Книгой Перемен. К ней обращались императоры, полководцы, предводители за советом, помощью, ведь в ней не только собраны древние знания, но и живут древние духи, способные видеть, предсказывать будущее. Книга использовалась для гаданий на гексаграммах, всего их 64 и каждая имеет определенный смысл.

Сегодня мастера Фэн-Шуй применяют ее, как инструмент, способный настроить интуицию, внутренний голос человека, избавить его от проблем, неприятностей, угроз.

Школы Фэн-Шуй

За долгое время существования учения многие мудрецы стремились внести в него свои изменения, свою трактовку, отразить свое понимание основных положений. Так возникали, образовывались различные школы. Из всего многообразия традиционных направлений наибольшее распространение получили следующие:

Но разобраться в «хитростях» классических практик сможет не каждый новичок. Найти опытного мастера Фэн-Шуй то же не всегда есть возможность. Поэтому разработаны и упрощенные варианты, которыми может воспользоваться любой желающий. Среди таких простых направлений можно выделить уже упоминавшуюся ранее методику китайского мастера Томаса Линь Юй, ландшафтную школу. В них нет сложных терминов, для их применения на практике не нужны никакие особые знания. Простота и универсальность новейших практик и методов Фэн-Шуй позволяют самостоятельно разграничить пространство, разместить в каждой зоне соответствующие амулеты, обереги, фигурки, которые позволят оптимизировать энергетические потоки, гармонизировать обстановку в квартире, настроив ее на «работу» в соответствующем направлении. Древнее восточное учение представляет собой кладезь знаний, в нем сконцентрирован опыт многих поколений, нашли воплощение традиции предков. Они работают независимо от религиозных предпочтений жильцов дома, квартиры. Мастера Фэн-Шуй передают их людям, учат жить в гармонии с окружающей средой, Космосом.

История возникновения учения Фен шуй

Древнее китайское искусство

Фен шуй – это очень старое искусство, долгое время бывшее по запретом, которое сравнительно недавно было открыто европейцами. Если дословно переводить название, состоящее из двух иероглифов, то получим также два слова: фен – ветер, шуй – вода. Такое сочетание впервые встречается в “Трактате о погребениях”, датированном 5 тысячелетием до нашей эры, однако история Фен шуй значительно древнее.

Китайская наука – результат эмпирически накопленного опыта многих поколений, который примерно семь тысячелетий назад смогли оформить документально.

Для живущих в то время вода и ветер были самыми мощными природными силами. От их благосклонности зависели урожай, достаток, непосредственно человеческая жизнь. Поэтому стихии нужно было расположить к себе, чтобы они не наказали селение засухой или селем. Однако если в Европе язычество означало преклонение перед силами природы, принесение даров и жертв, то в Китае преобладал другой подход. Мудрецы наблюдали за стихиями, размышляли об их сути, двойственной природе. Ведь ветер мог как принести обильный урожай, так и ураганом уничтожить посевы. Вода, с одной стороны, могла дать обильную пищу скоту, а с другой – опустошить целые провинции наводнениями. Эти знания стали основой для возникновения Фен шуй – учения об оптимальном расположении предметов в пространстве, чтобы обеспечить благотворное перемещение энергии.

Китайцы верят, что все на Земле пронизано незримой, животворной энергией. Они называют ее “ци” или “ки”, в Индии распространение получило другое слово – “прана”, американские индейцы знали ее как “оренда”, полинезийцы использовали название “мана”, а древние германцы – “од”. Это всепроникающая, священная, первозданная, космическая энергия божественного происхождения. Благодаря ей существует все живое на земле. Она объединяет человека и растения, животных и камни, умерших и живых. От того, насколько свободно, беспрепятственно может течь энергия в пространстве, напрямую зависит благосостояние окружающего мира и его обитателей. Поэтому для приобретения здоровья, удачи, любви, уважения или богатства нужно лишь скорректировать течение Ци. На этом главном постулате и строится Фен шуй, акупунктура, китайская нумерология и астрология, многие боевые искусства.

Божественная гармония

История Феншуй тесно связана с одним из мифических императоров Китая – У из рода Ся. По легенде, он работал на берегу Желтой реки, когда на берег выползла огромная черепаха. Согласно старым верованиям это был благоприятный знак, так как в Древнем Китае верили, что под панцирем черепах живут боги. Однако, стоило императору У внимательнее присмотреться к гостье, как он рассмотрел на ее спине удивительный узор (Ло Шу). В диковинном квадрате 3х3, позднее названном магическим, располагались цифры от 1 до 9. Сумма всех диагоналей, рядов и столбцов равнялась 15. Этот факт восхитил и удивил императора, поэтому он поручил придворным мудрецам изучить черепаший панцирь. Именно из магического квадрата начали свою историю Фен шуй, классическая И-цзин – Книга перемен, китайские астрология и нумерология.

Долгое время Фен шуй считался божественным даром, поэтому пользоваться им могли лишь члены императорской семьи – божественные потомки. Мастера Фен шуй трудились на императора, возводя гробницы и усыпальницы, дворцы и храмы. Чтобы не допустить распространения божественной науки среди своих врагов, император строго контролировал мастеров. Им часто не разрешалось покидать пределы дворца, передача знаний происходила в пределах одной семьи.

Вера в мощь Фен шуй была настолько непоколебимой, что тайны учения входили в разряд сведений государственной важности. По преданию, систематизировать и упорядочить учение смог главный советник Императорского дома Хи Цанга по имени Ян Юн Санг. По его книгам первый правитель из династии Минь-Чжоу Юаньчжан построил собственный дворец, но затем приказал казнить всех мастеров Фен шуй, заменить книги на фальшивые, чтобы никто больше не мог воспользоваться преимуществами, дарованными божественной наукой. Подложными источниками пользовался третий император династии Минь, когда строил Запретный город. Последний, как известно, вскоре сгорел дотла. Утраченные знания были заново открыты лишь в эпоху династии Цинь.

Массовое распространение искусства

Китайская философия правящего класса стимулировала очень ограниченный процесс передачи тайного знания. Чаще всего от отца сведения передавались старшему сыну. Процесс обучения секретам Фен шуй растягивался на долгие годы, даже десятилетия. Но, несмотря на это, истории было угодно, чтобы Фен шуй вышел за пределы императорского дворца, а в XIX веке и Китая. В 1868 году преподобным Йетсом, который в роли миссионера попал в страну, впервые была опубликована англоязычная статья, посвященная древнему искусству. В 1873 году тему продолжил Эрнест Дж. Эйтель, выпустив целую книгу.

Популярность направления, однако, столкнулась с определенными трудностями. После свержения императорской власти и появления коммунистического правительства использовать Фен шуй стало официально запрещено. Поэтому наука вновь ушла в подполье. Драматические события в стране вызвали массовые потоки беженцев, которые приносили на новую землю и привычное учение о гармоничном течении божественной энергии. Так Фен шуй появился в Тайване, Гонконге, США, Европе. Заботливо перенесенный китайскими эмигрантами на чужую землю, он пышно расцвел в ХХ веке.

Фен шуй учит гармоничному существованию, пребыванию в балансе с природой и окружающим пространством, радости и согласию. Это способ обустроить свой быт так, чтобы получать максимальные выгоды и блага. Наша квартира, дом, рабочее место, спальня, согласно традиции Фен шуй, являются своеобразным камертоном для гармоничного звучания космической мелодии. Если настроить пространство на нужный лад, мы получим прекрасную мелодию, которая на практике скажется в здоровье, удаче, благосостоянии жильцов.

Философия учения

Снова вернемся к переводу символов Фен шуй. Вода необходима всем формам жизни на нашей планете (растениям, животным, людям). Переносит воду ветер: он поднимает испарения, собирает влагу в дождевые тучи и проливает ее на землю. Ветер и вода – ключевые факторы для жизни. С точки зрения Фен шуй они также переносят энергию Ци. Поэтому оптимальными условиями для благоприятного, гармоничного пространства является наличие воды и ветра. Однако не стоит умалять и необходимость других стихий: металла, земли, дерева. Искусство Фен шуй учит, как гармонично соединить все стихии в одном пространстве, чтобы обеспечить беспрепятственное течение энергии Ци. Фен шуй основывается на трех основных принципах:

  • всепронизывающая, всеохватывающая энергия Ци;
  • устойчивое равновесие взаимодополняющих Инь и Ян;
  • активное взаимодействие пяти первоэлементов.

Выделив каждому предмету подходящее с точки зрения Фен шуй место, можно улучшить свое здоровье, финансовое положение, отношения с родственниками, карьерное продвижение и т. д. Примечательно, что можно использовать отдельные символы первоэлементов, ассоциации, цветовые решения, подходящие формы и количество. Попробуйте, может, древнее китайское искусство пригодится и вам.

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» [1]. Появилось это учение в Китае в IX веке [2]. Интересно отметить, что Лиллиан Ту[3], популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия»[4]. Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции»[5]. Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике[6]. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»[7]; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»;[8] «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии»[9]. Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими»[10]. Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»[11]; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».[12]

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая»[13] энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу»[14]. Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения»[15]. В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье»[16]. Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.[17] Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун ( I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед -разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца.[18] Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков»[19]. Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»[20]; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры»[21]. Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».[22]

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера[23], является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»[24]; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»[25]; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней»[26]. Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй»[27]. Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения»[28]. Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме[29], из которой выводится научная картина мира[30]. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук[31]. Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского»[32]. Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры[33]. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет[34]. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей»[35]. А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом[36], а землю хранить[37]? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия ( Мф. 6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно[38]: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите»[39]. А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»[40]; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас»[41]. Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов[42], но полностью неприемлемая для христианства. Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством[43], и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй»[44]. Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма[45], на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм[46], и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию[47], она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»[48]. А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй,[49] то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы[50], полностью несовместимое с христианством[51]. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр»[52]. Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы[53]. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются»[53]. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи»[55]. А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает(выделено нами. – В.П.)»[56]. Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек[57]. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао»[58]. Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса»[59]. Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» ( 1Тим. 4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

История Фэн Шуй

Я передаю, а не сочиняю
Я верю в древность и люблю ее
Конфуций

История Фэн Шуй

Фэн шуй — это древняя наука о том, как жить в гармонии с миром. Для китайцев гармония это, прежде всего, равновесный обмен энергиями между человеком и природой. Раньше это состояние было для людей естественным, благодаря нему они были по-настоящему счастливы, здоровы, богаты. Но, постепенно люди стали отделяться от природы, строить жилища, здания, и большинство людей утратили такой баланс.

История фэн шуй насчитывает не одно тысячелетие, и началась она, как мы знаем, в Китае. Точную дату появления этой науки, разумеется, назвать невозможно.

Раскопки показывают, что уже 6000 лет назад древние китайские захоронения были ориентированы в соответствии с положением Большой медведицы относительно полярной звезды, и уже содержали некоторые принципы фэн шуй. А даосские мастера уже 5000 лет назад использовали принципы инь и ян в своих техниках.

Основные принципы фэн шуй использовали и древние люди. Они прекрасно знали, что для жизни лучше выбирать место, чтобы сзади была гора, это защитит от нападений, для жизни необходима вода, поэтому лучше, чтобы перед поселением было озеро, а лес по бокам и от нападений защитит и в поисках еды поможет. Правильно будет считать, что основы фэн шуй появились вместе с человеком, и с его первыми попытками выжить на земле. А вот самостоятельной наукой фэн шуй стал несколько тысячелетий назад, и как любая наука, он пришел не из теории, а из практики.

Тот факт, что фэн шуй как наука родился в Китае, мало кого удивляет. Ведь вся философия Востока направлена на единство человека и Вселенной, ведь человек это часть Вселенной, и жить в гармонии с окружающим миром просто необходимо! А вот философия запада всегда была направлена на завоевания природы, с помощью науки и многочисленных экспериментов.

Сам термин фэн шуй впервые появился около 4000 лет назад, в древней книге захоронений, или еще ее называет «книгой мертвых»:

«Ци седлает ветер (фэн) и разлетается,

Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй).

Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание

И направляли ее, чтобы гарантировать сохранение.

Так, это умение было названо фэн шуй.

Согласно законам фэн шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду

Находится рядом с местом, удерживающим ветер…»

Это строки из «книги мертвых», в которых объясняется, почему же появилось именно такое название. Это название фэн шуй применялось не всегда. Например во времена династии Хань, когда искусство фэн шуй стало профессиональной деятельностью, оно носило название Кань Ю правда в то время Кань Ю не было не самостоятельной наукой, а лишь частью искусства предсказаний, основанной на изменениях на небе и на земле. Перевести термин Кань Ю можно как Путь неба (Кань) и Путь Земли (Ю) или Дао Неба и Земли. Еще одно, более раннее название Ди Ло, которое можно перевести как Закон Земли.

Несколько тысячелетий фэн шуй развивался в Китае, он наполнялся все новыми и новыми техниками, было открыто сотни «формул» Фэн шуй. Фэн шуй гармонично «вписался» в китайскую культуру, т.е. его основные принципы прекрасно взаимодействовали с китайским мировоззрением. Кстати, здесь стоит отметить, что все китайские науки базируются на одних и тех же принципах : теории пяти элементов, принципе инь и ян, а также на понятии энергии ци.

В древнем Китае, по принципам фэн шуй строили целые города, как, например, Великий Запретный город в Пекине. Дворец императора и даже расположение трона устанавливались по рекомендациям мастеров фэн шуй.

Долгое время знание фэн шуй не было открыто для людей. И было доступно только избранным, только императорам, аристократам или привилегированной элите. Мастеров фэн шуй щедро награждали за их работу, и сурово наказывали за разглашение тайн фэн шуй, некоторых даже казнили. Древние мастера охраняли свои знания, часто они держали секреты в себе до самой старости, и только перед смертью раскрывали их своим ученикам. К сожалению, большая часть знаний была утрачена.

Кстати, во времена Конфуция (551-479 гг до н.э.), в разное время года император жил в разных дворцах, а то, в какой дворец лучше переехать, высчитывали с помощью специальных расчетов.

Пик в своем развитии фэн шуй получил во времена династии Хань, (206 г. н.э. — 224 г. н.э. ), именно тогда фэн шуй стал профессиональной деятельностью. В это время произошли очень важные события, именно тогда было написана « Книга Ритуалов», в которой были описаны методы фэн шуй, применяя которые легко было правильно расположить захоронения.

В период Троецарствия (220-265 гг. н.э.) мастер Чжугэ Лян соединил теорию Багуа и квадрат Лошу. Появилась система, по которой выбирали наилучшее расположение для комнат и домов в императорском комплексе.

Во времена династии Цзинь (265 -420 гг) появился человек, которого современные мастера фэн шуй считают отцом геомантии (от греческих словам Gе – Земля и Manteia – гадание). Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «Фэн шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью. Благодаря мастеру Го Пу, известному по практике выбора благоприятных мест для погребения, фэн шуй был признал императорским дворцом в качестве признанной даосской практики.

Во времена династии Тан (618-960 гг) Китае наступил расцвет искусств и наук. В науке фэн шуй стали появляться новые школы, философские учения. В работе мастера стали применять компас фэн шуй. Современные компасы Лопань очень напоминают компас династии Тан. В это время некоторые мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, а другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. В те времена начали использовать триграммы ба-гуа как вспомогательное средство для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти мастера легко давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Кстати, в те времена императоры назначали геомантов своими придворными советниками! Как вы видите, их роль в истории было очень весомой!

В начале правления династии Мин (1368 —1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие мастера и ученые были казнены. На смену древним мастерам, пришли новые предсказатели, которые мало владели истинными знаниями фэн шуй, но умудрились превратить его в хороший коммерческий проект. В это время стали появляться многочисленные справочники по фэн шуй, которые представляли собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени. Ландшафтная школа была очень сильно упрощена. Зато кольца в компасе ло-пань увеличили почти вдвое, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло, и они стали доступны широким массам. В итоге, очень многие обычные люди, прочитав книги, стали называть себя мастерами и начали практиковать, конечно ни к чему хорошему это не привело.

Фэн-шуй при династии Цин (1644—1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Мастера Фэн шуй стали уделять большое значение индивидуальной карме человека, начали совмещать использование Фэн шуй с предсказанием судьбы. В этот период появлялись серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн шуй, например, «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. В этот период стали выбирать благоприятное время для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее.

Долгое время Запад очень скептически относился к знанию фэн шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Поделитесь с друзьями позитивом! Расскажите о том, что Вы сейчас читаете:

Фен-шуй история

Краткая история появления и развития Фэн Шуй

«Ци седлает ветер (фэн) и разлетается,

Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй).

Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание

И направляли ее, чтобы гарантировать сохранение.

Так, это умение было названо фэн шуй.

Согласно законам фэн шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду

Находится радом с местом, удерживающим ветер…»

Строфа из текста, объясняющая появление названия Фэн Шуй. Книга Захоронений, IV век нашей эры.

Таким образом, «Фэн Шуй» буквально переводится как «Ветер и Вода», однако, у понятия «Фэн Шуй» на самом деле, есть более широкое значение. «Фэн» означает и ветер, и воздух, и газ, и облака, и поля энергий, и энергетические лучи, и излучение, и бурю, и тайфун. «Фэн» может подразумевать структуры, которые направляют плавное течение ветра или влияют на него, такие как холмы, горы, скалы, дома и другие рукотворные структуры.

К «Шуй» относятся озеро и река, ручей и водопад, все текущие водоёмы, пруды и болота, дожди, улицы, лёд и снег, а также растения и другие живые существа, которых питает вода.

История Фэн Шуй насчитывает не одно тысячелетие. Эта практика столь же стара как сама китайская культура. Неолитическая могила людей Яншао, раскопанная недавно в провинции Хэнань, датируемая приблизительно 6000 до н. э. – это микрокосм китайского мира, как он воспринимался в то время. Ее южная часть (за головой скелета) закруглена, а северная часть (у ног скелета) квадратная. Кроме того, рядом с останками тела расположены две фигуры, выложенные из раковин, дракон на востоке и тигр на западе. В центре захоронения изображено созвездие Большой Медведицы. Так как дракон и тигр – также созвездия китайского небосвода, ясно, что люди Яншао уже ориентировали свои могилы в соответствии с годичным обращением Большой Медведицы вокруг Полярной Звезды.

Могила времен Яншао

Уже более 5000 лет назад даосские мастера, работавшие с шаманскими техниками, знали о принципе Инь-Ян. Китайские ученые первыми на Земле отметили многие астрономические явления, о которых в Европе заговорили намного позднее. Солнечные и лунные затмения наблюдались в Китае начиная с середины 14-го до середины 13-го столетий до н. э. Это записано на прорицательных костях. Наиболее древняя из существующих записей о новой звезде, или звездной вспышке, также содержится на прорицательной кости, датирующейся приблизительно 1300 годом до н. э.. Наблюдение Кометы Галлея было впервые зарегистрировано китайскими астрономами в античный период (467 до н. э.). И уже в 28 г. до н. э. они без помощи телескопа наблюдали солнечные пятна.

В то время, как в Европе развивалась в первую очередь механика и динамика, в Китае уже во времена Троецарствия (220-265 гг. н. э.) появились указания на исследование «действий без явного физического контакта», того, что впоследствии стало основой идей теории поля и волновой теории. Эти взгляды вылились во многие изобретения, объяснить которые с точки зрения механики нет никакой возможности. Так, в Китае впервые был изобретен компас, на стрелку которого оказывает влияние невидимое и неощущаемое поле. Рассматривая мир с точки зрения волновой теории, можно легко объяснить взаимосвязь между тем, что с нашей «обычной» точки зрения кажется необъяснимым.

На протяжении нескольких тысячелетий Фэн Шуй развивался в Китае, приняв за это время форму достаточно стройной теории и практики. Важно заметить, что знания и методы Фэн Шуй органично вписываются в общее китайское мировоззрение, согласуясь с астрономией, медициной, физикой, психологией и другими областями человеческой теории и практики. Все китайские науки в отличие от европейских, базируются на одних и тех же принципах, понятиях энергии Ци, Инь и Ян, Пяти элементах, Восьми триграммах и так далее. Мы находим взаимосвязь между нашим здоровьем и движением звезд, нашим благосостоянием и климатом, интерьером и взаимоотношениями в семье.

В текстах по Фэн Шуй времён Конфуция (551-479 гг. до н.э.) говорится о том, что у сановников императорского двора были подробные планы касательно того, в каком дворце должен жить император в то или другое время года. Его местопребывание определялось с помощью специальных астрологических расчётов.

При династии Хань Фэн Шуй достиг пика в своём развитии и превратился в вид признанной профессиональной деятельности. Она называлась тогда Кань Ю, и являлась разновидностью искусства предсказаний, основанной на понимании изменений на небе и на земле. Кань означало «восстающая земля», а Ю означало «узор» или «модель». Также Кань можно трактовать как «Путь Неба», а «Ю» как «Путь Земли». Таким образом, Кань Ю означает «Модель Земли, основанная на понимании Пути Неба и Пути Земли». «Отцом» Кань Ю считается великий Мастер Цинъу.

Знаменитый Чжугэ Лян периода Троецарствия (220-265 гг. н.э.) соединил Багуа с Девятью Дворцами (сетка Ло Шу для движения Девяти Летящих Звёзд). Эта система изначально применялась для определения благоприятного и неблагоприятного расположения комнат и домов для императорского двора.

Го Пу во время династии Цзинь (265-420 гг.) укрепил статус практики Фэн Шуй, которая была принята императорским двором в качестве признанной даосской практики. Он был очень известен своими особыми знаниями о выборе благоприятных мест для погребения. Го Пу написал об этом две книги: «Цуаншу» (об оценке ландшафта для выбора благоприятных мест) и «Цинлун Цзин» («Дискуссии о зелёных драконовых горах»). Многие современные консультанты считают его мастером практики Фэн Шуй.

Во времена Династии Тан (618-960гг.)в Кань Ю было включено использование компаса Фэн Шуй. Он имел тогда семнадцать колец и двадцать четыре направления, на нём отображалась также и астрология. Этот компас был очень похож на современный Лопань.

Компас Династии Тан с 17 кольцами

В это время получили широкое развитие различные философские школы Кань Ю. Одни из их последователей проводили геомантическое гадание на формах земных образований, таких как «жилы Дракона», другие уделяли особое внимание взаимодействию между положением небесных светил и направлениям.

Во времена династии Мин классификация гор была упрощена до пяти основных видов. Кроме того, при определении благоприятного места для захоронения учитывались уже не все гряды гор, расположенные за могилой, а только одна, самая близкая. С другой стороны, в это время была окончательно сформирована и принята система Трех Эр (Сань Юань) и Девяти Циклов (Цзю Хун). Тогда же получила дополнительное развитие система «Летящих Звезд», ставшая очень популярной сегодня.

Во времена династии Цин (1644-1911) в расчетах, связанных с Фэн Шуй Мастера начали учитывать индивидуальную карму, определенную по системе Мин. В то же время стали уделять больше внимания определению времени, подходящему для начала строительства, ремонта, захоронения, сооружения надгробия и другим важным вещам.

В наше время практика Фэн Шуй немногим отличается от той, что практиковалась во времена Цин. Большинство Мастеров зарабатывают на жизнь, консультируя владельцев предприятий и простых людей. Некоторые совмещают практику Фэн Шуй с другими гадательными искусствами, например, с физиогномикой, хиромантией, и различными видами гадания по небу.

Вы прочитали главу из заочного курса “Практический фэн-шуй” Анатолия Соколова. Начать заочное обучение можно здесь>>

Ссылка на основную публикацию