Фэн шуй религия мертвых

История Фэн Шуй

Я передаю, а не сочиняю
Я верю в древность и люблю ее
Конфуций

История Фэн Шуй

Фэн шуй — это древняя наука о том, как жить в гармонии с миром. Для китайцев гармония это, прежде всего, равновесный обмен энергиями между человеком и природой. Раньше это состояние было для людей естественным, благодаря нему они были по-настоящему счастливы, здоровы, богаты. Но, постепенно люди стали отделяться от природы, строить жилища, здания, и большинство людей утратили такой баланс.

История фэн шуй насчитывает не одно тысячелетие, и началась она, как мы знаем, в Китае. Точную дату появления этой науки, разумеется, назвать невозможно.

Раскопки показывают, что уже 6000 лет назад древние китайские захоронения были ориентированы в соответствии с положением Большой медведицы относительно полярной звезды, и уже содержали некоторые принципы фэн шуй. А даосские мастера уже 5000 лет назад использовали принципы инь и ян в своих техниках.

Основные принципы фэн шуй использовали и древние люди. Они прекрасно знали, что для жизни лучше выбирать место, чтобы сзади была гора, это защитит от нападений, для жизни необходима вода, поэтому лучше, чтобы перед поселением было озеро, а лес по бокам и от нападений защитит и в поисках еды поможет. Правильно будет считать, что основы фэн шуй появились вместе с человеком, и с его первыми попытками выжить на земле. А вот самостоятельной наукой фэн шуй стал несколько тысячелетий назад, и как любая наука, он пришел не из теории, а из практики.

Тот факт, что фэн шуй как наука родился в Китае, мало кого удивляет. Ведь вся философия Востока направлена на единство человека и Вселенной, ведь человек это часть Вселенной, и жить в гармонии с окружающим миром просто необходимо! А вот философия запада всегда была направлена на завоевания природы, с помощью науки и многочисленных экспериментов.

Сам термин фэн шуй впервые появился около 4000 лет назад, в древней книге захоронений, или еще ее называет «книгой мертвых»:

«Ци седлает ветер (фэн) и разлетается,

Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй).

Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание

И направляли ее, чтобы гарантировать сохранение.

Так, это умение было названо фэн шуй.

Согласно законам фэн шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду

Находится рядом с местом, удерживающим ветер…»

Это строки из «книги мертвых», в которых объясняется, почему же появилось именно такое название. Это название фэн шуй применялось не всегда. Например во времена династии Хань, когда искусство фэн шуй стало профессиональной деятельностью, оно носило название Кань Ю правда в то время Кань Ю не было не самостоятельной наукой, а лишь частью искусства предсказаний, основанной на изменениях на небе и на земле. Перевести термин Кань Ю можно как Путь неба (Кань) и Путь Земли (Ю) или Дао Неба и Земли. Еще одно, более раннее название Ди Ло, которое можно перевести как Закон Земли.

Несколько тысячелетий фэн шуй развивался в Китае, он наполнялся все новыми и новыми техниками, было открыто сотни «формул» Фэн шуй. Фэн шуй гармонично «вписался» в китайскую культуру, т.е. его основные принципы прекрасно взаимодействовали с китайским мировоззрением. Кстати, здесь стоит отметить, что все китайские науки базируются на одних и тех же принципах : теории пяти элементов, принципе инь и ян, а также на понятии энергии ци.

В древнем Китае, по принципам фэн шуй строили целые города, как, например, Великий Запретный город в Пекине. Дворец императора и даже расположение трона устанавливались по рекомендациям мастеров фэн шуй.

Долгое время знание фэн шуй не было открыто для людей. И было доступно только избранным, только императорам, аристократам или привилегированной элите. Мастеров фэн шуй щедро награждали за их работу, и сурово наказывали за разглашение тайн фэн шуй, некоторых даже казнили. Древние мастера охраняли свои знания, часто они держали секреты в себе до самой старости, и только перед смертью раскрывали их своим ученикам. К сожалению, большая часть знаний была утрачена.

Кстати, во времена Конфуция (551-479 гг до н.э.), в разное время года император жил в разных дворцах, а то, в какой дворец лучше переехать, высчитывали с помощью специальных расчетов.

Пик в своем развитии фэн шуй получил во времена династии Хань, (206 г. н.э. — 224 г. н.э. ), именно тогда фэн шуй стал профессиональной деятельностью. В это время произошли очень важные события, именно тогда было написана « Книга Ритуалов», в которой были описаны методы фэн шуй, применяя которые легко было правильно расположить захоронения.

В период Троецарствия (220-265 гг. н.э.) мастер Чжугэ Лян соединил теорию Багуа и квадрат Лошу. Появилась система, по которой выбирали наилучшее расположение для комнат и домов в императорском комплексе.

Во времена династии Цзинь (265 -420 гг) появился человек, которого современные мастера фэн шуй считают отцом геомантии (от греческих словам Gе – Земля и Manteia – гадание). Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «Фэн шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью. Благодаря мастеру Го Пу, известному по практике выбора благоприятных мест для погребения, фэн шуй был признал императорским дворцом в качестве признанной даосской практики.

Во времена династии Тан (618-960 гг) Китае наступил расцвет искусств и наук. В науке фэн шуй стали появляться новые школы, философские учения. В работе мастера стали применять компас фэн шуй. Современные компасы Лопань очень напоминают компас династии Тан. В это время некоторые мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, а другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. В те времена начали использовать триграммы ба-гуа как вспомогательное средство для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти мастера легко давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Кстати, в те времена императоры назначали геомантов своими придворными советниками! Как вы видите, их роль в истории было очень весомой!

В начале правления династии Мин (1368 —1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие мастера и ученые были казнены. На смену древним мастерам, пришли новые предсказатели, которые мало владели истинными знаниями фэн шуй, но умудрились превратить его в хороший коммерческий проект. В это время стали появляться многочисленные справочники по фэн шуй, которые представляли собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени. Ландшафтная школа была очень сильно упрощена. Зато кольца в компасе ло-пань увеличили почти вдвое, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло, и они стали доступны широким массам. В итоге, очень многие обычные люди, прочитав книги, стали называть себя мастерами и начали практиковать, конечно ни к чему хорошему это не привело.

Фэн-шуй при династии Цин (1644—1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Мастера Фэн шуй стали уделять большое значение индивидуальной карме человека, начали совмещать использование Фэн шуй с предсказанием судьбы. В этот период появлялись серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн шуй, например, «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. В этот период стали выбирать благоприятное время для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее.

Долгое время Запад очень скептически относился к знанию фэн шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Поделитесь с друзьями позитивом! Расскажите о том, что Вы сейчас читаете:

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» [1]. Появилось это учение в Китае в IX веке [2]. Интересно отметить, что Лиллиан Ту[3], популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия»[4]. Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции»[5]. Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике[6]. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»[7]; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»;[8] «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии»[9]. Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими»[10]. Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»[11]; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».[12]

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая»[13] энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу»[14]. Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения»[15]. В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье»[16]. Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.[17] Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун ( I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед -разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца.[18] Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков»[19]. Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»[20]; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры»[21]. Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».[22]

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера[23], является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»[24]; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»[25]; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней»[26]. Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй»[27]. Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения»[28]. Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме[29], из которой выводится научная картина мира[30]. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук[31]. Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского»[32]. Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры[33]. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет[34]. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей»[35]. А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом[36], а землю хранить[37]? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия ( Мф. 6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно[38]: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите»[39]. А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»[40]; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас»[41]. Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов[42], но полностью неприемлемая для христианства. Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством[43], и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй»[44]. Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма[45], на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм[46], и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию[47], она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»[48]. А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй,[49] то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы[50], полностью несовместимое с христианством[51]. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр»[52]. Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы[53]. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются»[53]. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи»[55]. А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает(выделено нами. – В.П.)»[56]. Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек[57]. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао»[58]. Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса»[59]. Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» ( 1Тим. 4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Фэн-шуй придуман для мертвых

«Голос России» — старейшая радиокомпания России. Первые передачи из Москвы прозвучали на немецком языке 29 октября 1929 года. В ноябре того же года Москва «заговорила» на французском, в декабре – на английском языке. Только через три года в эфир вышло Би-би-си, через семь лет – «Голос Америки».

Сегодня в гостях у читателей «ЛК» — специалист по Китаю, журналист Юля Козлова.

— В Китае культ радио. Оно везде. Но в отличие от нас, в эфире совсем нет попсы. Транслируются политические обозрения, экономические программы, радиоспектакли. Мне не довелось видеть даже автомобиль, в котором бы тупо играла музыка. Китайцы иначе воспринимают информацию. Страна живет новостями. Например, новостями о территориальном споре Китая и Японии вокруг островов Дяоюйдао-Сэнкаку в Восточно-Китайском море. Это главная тема. Агентство Синьхуа дает комментарии. Газета «Жэньминь Жибао» на первой странице публикует новостной блок. Люди слушают, читают, обсуждают.

Стоило объявить о начале акции по продаже рыбы, выловленной у спорных островов, как тысячи китайцев бросились к прилавкам, демонстрируя солидарность с позицией власти. Половина страны ходит в майках, футболках и кепках с надписями, утверждающими, что острова принадлежат Китаю исторически.

Вот еще примеры культовых событий: первая посадка палубного истребителя на авианосец или испытания нового военного транспортника Y-20 на аэродроме Яньлян неподалеку от Сианя в провинции Шэньси. И опять – футболки, брелки, массовый интерес.

То есть в восприятии китайцами радио есть элемент наивности и сверхдоверчивости: как радио говорит – так на самом деле и есть.

— Китай твоими глазами – современное или архаичное государство?

— Это современная страна. На последнем съезде партии решено построить современную социалистическую державу с китайской спецификой. Я не буду вдаваться в специфику политическую или экономическую, но на культурной остановлюсь.

Концептуальный и многогранный композитор и дирижер Тань Дунь – всемирно известная личность в музыкальном мире. В 2012 году получил премию Шостаковича. Но этот китайский музыкальный гений уже не исполняет музыку, которая нравилась бы соотечественникам. Он работает для западного ценителя. Создал цикл «Музыка природы» — исполняет его на камнях, на автомобильных покрышках.

Я была на одном концерте. Исполняли знаменитую «Смерть и огонь» — произведение, в котором Тань сумел воспроизвести голоса потустороннего мира. В том числе – голоса мертвецов. Но это – для западного слушателя. Китайцы такого искусства не понимают.

Еще пример: китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй. Кстати, осенью повторил зажигательный танец южнокорейского рэпера PSY, чей хит Gangnam Style попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое популярное видео в истории YouTube. Ай Вэйвэй организовывает выставки на Западе. Он против коммунистического общества. Запад его принимает, Китай — нет.

— Что лично тебя поражает в Китае?

— Контраст жизненных стандартов. Например, шикарный отель, построенный среди бараков. Домики склеены из полиэтиленовых мешков, пальмовых листьев. Детишки копошатся в лужах, женщины тут же стирают белье. Я беседовала с обитателями таких лачуг. Они счастливы. У них есть крыша и перспективы. Верят, что дети выучатся и не будут вести такой образ жизни.

Социальное расслоение огромно. Есть богатые и очень богатые. Есть средний класс. Много бедных и даже нищих. Но, по моим наблюдениям, у всех есть возможность жить и зарабатывать.

Я выбросила мусор. Есть человек, который сортирует мусор из нашего дома и вывозит его на районную свалку. Там мусор пересортировывают и направляют в приемные пункты. На следующей ступени все повторяется: мелкий бизнесмен забирает рассортированный и сконцентрированный в одном месте мусор. Везет его либо на крупную свалку, либо на переработку. Так на каждом этапе каждый получает вознаграждение.

В свое время великий реформатор Китая Дэн Сяопин сказал, что каждый следующий год люди будут жить лучше. Образно говоря, одежда у рядового китайца есть, он зарабатывает на телевизор.

— Как в современном Китае относятся к России вообще?

— Очень хорошо. К Владимиру Путину китайцы относятся прекрасно. Путин для них даже не друг, а брат. Так и говорят: «Россия и Китай – братья на века. Путин – замечательный. Стабильность – это заслуга Путина. И мы стремимся к стабильности».

Кстати, знаковый сигнал: активизируются отношения между правящими партиями Китая и России. Россиянам тоже интересно, как происходит смена власти в Китае. Есть признаки того, что Си Цзиньпин, следующий лидер китайской компартии, будет твердо настаивать на проведении политических и экономических реформ в стране.

Китайцы обожают российский балет. Кинематограф вызывает очень незначительный интерес. Любят Пушкина, увлеклись поэтами серебряного века – Ахматовой, Цветаевой, Пастернаком. В самом маленьком магазине всегда найдешь перевод русской литературы. Для сравнения: в большом книжном в Москве переводов с китайского в сотни раз меньше.

— Современная китайская культура становится таким же знаменитым брендом, как китайская экономика. В коротком интервью всех граней не затронешь, но, Юля, давайте попробуем буквально в двух словах рассказать о главных достижениях.

— Вслед за прославленными режиссером Чжаном Имоу и композитором Тань Дунем на культурный Олимп поднялся писатель Мо Янь, принявший из рук короля Швеции диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии по литературе. Первая нобелевская награда гражданина Китая поднимет авторитет современной китайской литературы в целом. Хотя не все эксперты согласны с решением Нобелевского комитета, расценившего «иллюзорный реализм» романа «Страна вина» как выдающийся вклад в мировую литературу.

В провинциальную прокуратуру приходит анонимка, в которой сообщается, что в одном уезде чиновники развлекаются пьянством, убийством грудных детей и каннибализмом. Следователь Дин едет разбираться, клевета это или нет. Таков вкратце сюжет нобелевского романа Мо Яня. Но «Страна вина» — не просто лихо закрученный детектив. Благодаря смешению жанров роман обретает черты блистательной фантасмагории, за которой легко угадывается едкая сатира на нравы современного китайского общества.

Мо Янь пишет горькую правду о своей стране, о своем народе. Он прекрасный рассказчик. В его произведениях, изобилующих философскими притчами и меткими афоризмами, можно легко увидеть традиции китайской классической литературы. А с какой любовью он описывает свою землю и восторгается природой! Он любит свою страну, переживает за нее всерьез.

Кстати, переводчик Мо Яня на русский язык петербуржец Игорь Егоров подготовил к печати еще один известный роман этого автора — «Большая грудь, широкий зад» (丰乳肥臀). В обоих произведениях Егоров отмечает, прежде всего, необычный литературный стиль Мо Яня, который с легкостью переходит от реальности к фантастике и наоборот.

К слову сказать, в списке лауреатов Нобелевской премии по литературе, которая вручается с 1901 года, уже есть одно китайское имя. В 2000 году награды удостоен прозаик и драматург Гао Синцзянь, на тот момент имевший французский паспорт. В Китае книги Гао Синцзяня, рассказывавшие о тяготах и невзгодах «маленького человека», были запрещены с середины 80-х, а самого автора лишили китайского гражданства.

— Жители Поднебесной никогда не были равнодушными к русской литературе. Любопытно, этот массовый интерес жив?

— 2012 год был урожайным на переводы. Мне об этом рассказал китайский ученый-филолог Лю Вэньфэй. Вышли в свет 30-томное собрание сочинений Достоевского, подарочное издание «Войны и мира» Толстого, включающее киноверсию великого романа на DVD. Опубликованы произведения молодых российских авторов. Издано несколько научных монографий, в частности, по стилистике прозы постсоветского периода.

Удачным минувший год оказался и для самого Лю Вэньфэя. 1 декабря профессору Института зарубежной литературы АОН КНР в Санкт-Петербурге вручили престижную премию имени академика Лихачева. В номинации «За пропаганду историко-культурного наследия России» конкурировало полтора десятка русистов из разных стран.

Русскую литературу Лю Вэньфэй изучает и переводит на китайский язык уже более трех десятилетий. Благодаря его энтузиазму и переводческому таланту китайскому читателю стали доступны не только произведения русских классиков, но и книги Улицкой, Пелевина, Быкова.

Кстати, современные писатели из России каждый год становятся обладателями престижной в Китае литературной премии «Лучший зарубежный роман года». Лауреатами были Улицкая, Шишкин, Славникова, Владимир Сорокин. В числе наиболее популярных книг Лю Вэньфэй назвал мне повесть «Искренне ваш Шурик» Людмилы Улицкой — наглядное пособие неправильного женского воспитания молодого человека. И «Поколение П» Виктора Пелевина — историю деградации молодого человека из интеллигентной семьи на фоне экономических и политических реформ в России начала 90-х годов.

По мнению Лю Вэньфэя, современная литература России идет в ногу со временем, отражая изменения в обществе. Китайскому читателю это нравится.

Российская литература в последние годы претерпела значительные изменения, как в тематике, так и в языке. На первый план вышли социальные проблемы. Появилось много стилистических новшеств, которые, кстати, с трудом поддаются переводу. Возможно, поэтому три четверти переводимой в Китае иностранной литературы сегодня приходится на книги англоязычных авторов. Переводы с русского занимают около 10%. Остальное — с французского, японского, немецкого, испанского.

Вот любопытный исторический факт. В 50-годы профессору Института иностранной литературы Е Шуйфу за перевод «Молодой гвардии» Фадеева заплатили приличную сумму. На гонорар он купил особняк в центре Пекина. Сейчас переводчик за книгу получает те же деньги, что за два месяца преподавательской работы в университете. Переводить ради заработка невыгодно. Только из любви к России и литературе имеет смысл продолжать это дело.

Погребальный фэн-шуй

  • Мастер
  • Репутация: 461
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Замужем
Тема не очень веселая, однако интересная. Не секрет, что китайцы придают огромное значение захоронению своих предков. Считается, что удачное захоронение оказывает огромное влияние на жизнь потомков. Умерший человек сохраняет связь со своими потомками на протяжении как миниму трех поколений. «Дракон порождает дракона, феникс порождает феникса».
И изначально фэн-шуй использовался именно для этого

Душа умерших разделяется на несколько частей, и с каждой нужно поступать соответствующим образом. Останки предков образуют резервуар сил инь, который накапливает энергию ци и передает ее потомкам, влияя на их благосостояние. Если предкам удобно лежать в земле, то они обеспечивают своим потомкам счастье и удачу. Иначе их дети будут страдать только потому, что еще не порвали связь со своими предками.

Вот цитата Го Пу: «Цель погребального фэн шуй состоит в том, чтобы воспользоваться энергией ци умерших… Поскольку жизнь есть не что иное, как реакция энергии ци, которая содержится в скелетах скончавшихся. Плоть разлагается и исчезает, но скелет сохраняется. К этому времени энергия ци возвращается в кости и сохраняется в могиле в течение долгого времени. Вот почему скончавшиеся могут защищать своих потомков и помогать им».
Эта связь между скончавшимися и живыми может отражаться и на наших лицах. То есть наши лица отражают геомантическое качество место захоронения наших предков. Древние китайцы верили, что на наших лицах записана наша судьба, а это, в свою очередь, можно считать отражением погребального фэн-шуй. Для опытного китайского геоманта достаточно посмотреть на лицо человека, чтобы дать географическое и топографическое описание участка, где похоронены его предки. Например, если у человека выступающий нос с высокой, прямой переносицей, густые брови и высокие скулы, то его предки могут быть похоронены рядом с горами, по форме напоминающими знамя, барабан или танк. Человек с такими чертами является или будет великим полководцем, так как вышеописанные географические черты порождают великих военных. Если же у человека широкий, высокий лоб, толстые и длинные уши, а также мясистый нос или крупный подбородок, то его предки могут быть похоронены в месте, окруженном стоячей, извилистой водой или обрамленном горами в форме склада. Это лицо и географические черты предполагают, что он богат или будет богат. Если у человека неправильные черты лица, например, кривой нос или рот, глаза разной величины или неравные по размеру уши, то его предки могут быть похоронены в месте, окруженном заостренными или наклонными горами.”

Soviet
  • Мастер
  • Репутация: 390
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен
Лучше бы тема называлась как похоронить фэн-шуй.
РоМАЧО
  • Чёрный ангел
  • Репутация: 4598
  • Статус: Ах, у ели, ах, у ёлки, ах, у ели злые волки. (с)
  • Женат
Согласно теории Фэн- шуй, умерший человек сохраняет связь со своими потомками на протяжении как минимум трех поколений.Средством осуществления этой связи служит земная энергия ци (ки). Связь эта может иметь непосредственное влияние на судьбу потомков. Таким образом, если останки предков захоронены в благоприятном месте, то потомкам гарантированы счастье и удача вжизни. Если же, напротив, предки похоронены в неблагоприятном месте, например в слишком влажном или там, где находится гнездо муравьев, — потомков ожидают неудачи и лишения.Читал в какой то книжке вумной 🙂
Лисичкааааа
  • Мастер
  • Репутация: 461
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Замужем
QUOTE (РоМАЧО @ 16.07.2007 – время: 17:58)
Согласно теории Фэн- шуй, умерший человек сохраняет связь со своими потомками на протяжении как минимум трех поколений.Средством осуществления этой связи служит земная энергия ци (ки). Связь эта может иметь непосредственное влияние на судьбу потомков. Таким образом, если останки предков захоронены в благоприятном месте, то потомкам гарантированы счастье и удача вжизни. Если же, напротив, предки похоронены в неблагоприятном месте, например в слишком влажном или там, где находится гнездо муравьев, — потомков ожидают неудачи и лишения.Читал в какой то книжке вумной 🙂

Все верно, РоМАЧО. В продолжение добавлю такую информацию

Такие участки способствуют обогащению и процветанию обитающих на них людей или потомков тех, кто на них похоронен.
1. Участок должен быть относительно большим и немного выступающим вперед, как задняя часть черепахи или открытый зонтик.
2. Участок должен быть защищен со всех сторон горами, в идеальном случае более чем одним рядом гор с каждой стороны, чтобы он мог скрываться среди них от нападения плохих ветров. Точно так же и сейф скрывают в укромном и хорошо охраняемом месте.
3. С задней стороны участка должна быть по крайней мере одна гора в виде склада, то есть округлая и большая.
4. С задней стороны на участок должны приходить два потока, изгибаться и останавливаться в светлом зале, перед тем как возобновить свое течение. Чтобы вода не утекала слишком быстро, вниз по течению на обоих берегах должны располагаться горы; в идеальном случае маленький холм или большая скала посреди воды. Участок должен смотреть на горы в виде быка.

Если участок удовлетворяет этим требованиям, то он принесет удачу в финансовой сфере и материальное богатство тем, кто на нем проживает. Не позднее чем через два поколения богатство обязательно придет к обитателям этого дома, каким бы ни было их основное занятие.

УЧАСТКИ ЧИНОВНИКОВ
Под чиновниками здесь имеются в виду люди, обладающие политической или военной властью. Это могут быть руководители стран, премьер-министры, канцлеры, первые секретари, генералы и т.д.
1. Участок должен быть расположен несколько выше, чем окружающая его местность. Это символизирует высокое социальное положение по сравнению с простыми людьми;
2. Участок должен располагаться на двигающемся вперед драконе. Иными словами, на склоне горы, подходящем к участку так, что любое строение на нем будет защищено с тыла горой, возвышающейся над всеми соседними зданиями.
3. С двух боковых сторон участок должен быть обрамлен горами в виде знамен, складов, барабанов, перьев, тигров, львов и быков.
4. Вид деятельности высокопоставленного чиновника определяют формы гор, расположенных сзади и по бокам участка. Так, если одна из боковых гор имеет вид пера, то в таком месте родится высокопоставленный гражданский чиновник. Если же горы выглядят как знамена, барабаны, тигры или львы, то там родятся великие полководцы.
5. Перед участком должна располагаться широкая и открытая местность 9светлый зал).
6. С задней стороны к нему должен подходить водный поток, замедляя свое течение. Лучше всего, когда поток изгибается или замедляет течение спереди от участка (неважно, как близко), прежде чем продолжить свой путь. Поскольку вода символизирует богатство, а многие чиновники богаты, то она является важным элементом местности.

Если на участке поколение за поколением рождаются чиновники, то энергия ци этой местности истощается. В крайних случаях, как, например, в случае рождения императора – основателя новой династии, вся местность может пострадать от голода или наводнения, и именно из-за истощения запасов энергии ци.

УЧАСТКИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
Древнекитайские учителя фэн-шуй говорили о трех возможных конфигурациях звезд, связанных с рождением глав государств. Это конфигурация Цзывэй, Тайвэй и Тяньши. Если одна из этих конфигураций появляется на небе ночью, то под ней должен располагаться участок, где родится глава государства.
1. С обеих боковых сторон должны находиться высокие горы, напоминающие по виду барабан, перо, черепаху или коня. Это потому, что главу государства окружают чиновники и генералы, находящиеся у него на службе. Так как с древних времен образы знамен и барабанов связывают с военными действиями, то такие горы отождествляются с военными (в Древнем Китае на знамени армии всегда было написано имя командира). Таким же образом и перья с карандашами в китайской традиции символизируют карьеру гражданского чиновника и, следовательно, обозначают министров и премьер-министров.
2. Позади участка должна располагаться высокая и величественная гора, дающая крепкое основание для участка и строительства зданий. Она служит надежной защитой.
3. Рядом с участком должны протекать как минимум два потока, сливающиеся перед ним и окружающие его. Эти потоки, до того как дойти до участка, должны сделать по меньшей мере 100 поворотов. Так как вода символизирует богатство, а глава государства, как правило, богат, то неудивительно, что участок должен быть окружен водой.
4. С передней стороны, особенно вниз по течению, должны находиться ряды гор, при этом предпочтительно, чтобы одна из них стояла прямо посреди потока (холмы-печати). Это будет способствовать сохранению богатства.
5. Где-то в основной горной гряде, от которой зависит участок, должен располагаться пруд или озеро. Такой пруд называется «небесным прудом». Вода выходит из-под земли. и ее поток не прекращается.
6. В основном драконе на протяжении ста миль до участка должно быть не менее 100 вершин. Другими словами, в основной горной гряде должно быть много подъемов и спусков, много вершин, до того как она дойдет до участка.

Если участок удовлетворяет этим шести требованиям, то велика вероятность того, что в этой местности родится глава государства, независимо от того, каким конкретным титулом он будет обладать, – император, императрица, король, королева, председатель или президент.

tenz
  • Новичок
  • Репутация: 8
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен
QUOTE (Лисичка Ху Мэйер @ 12.07.2007 – время: 23:16)
Останки предков образуют резервуар сил инь, который накапливает энергию ци и передает ее потомкам, влияя на их благосостояние. Если предкам удобно лежать в земле, то они обеспечивают своим потомкам счастье и удачу.

zugan
  • Мастер
  • Репутация: 211
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен
QUOTE (tenz @ 19.08.2007 – время: 20:06)
Ну может оно и так только, как это проверить?

Лисичкааааа
  • Мастер
  • Репутация: 461
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Замужем
QUOTE (tenz @ 19.08.2007 – время: 20:06)
QUOTE (Лисичка Ху Мэйер @ 12.07.2007 – время: 23:16)
Останки предков образуют резервуар сил инь, который накапливает энергию ци и передает ее потомкам, влияя на их благосостояние. Если предкам удобно лежать в земле, то они обеспечивают своим потомкам счастье и удачу.

Ну может оно и так только, как это проверить?

в Китае проверяли на могилах предков великих полководцев, императоров, ученых У того же Мао Цзэ Дуна говорят предки очень удачно захоронены. Не зря же у всех народов было принято осквернять могилы врагов и их предков. Итак, продолжу

УЧАСТКИ КОРОЛЕВ, ИЛИ ПЕРВЫХ ЛЕДИ
1. Где-то близко от участка среди основной горной гряды располагается гора в виде туалетного столика.
2. Перед участком находится гора в виде изящных бровей.
3. Непосредственно перед участком находится изогнутый водоем с медленно текущей водой.

УЧАСТКИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОВ, КАНЦЛЕРОВ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТАРЕЙ
1. Высокие горы в виде знамен, барабанов или перьев. Знамена и барабаны символизируют военные таланты и военную власть, тогда как перья символизируют способность к гражданской службе и гражданскую администрацию.
2. Изгибающийся водный поток с небыстрым течением, окружающий участок и удаляющийся от него спереди.
3. Наличие великолепных гор в земных вратах (водных вратах) вниз по течению либо наличие небольшого прекрасного холма или скалы посреди потока перед участком.
4. Основной дракон, то есть горная гряда, на которой расположен дом или место захоронения, должен быть великолепен, с многочисленными вершинами и спусками на протяжении своего пути.
5. Пространство перед участком (светлый зал) должно быть обширным и светлым, что указывает на яркие перспективы и хорошее будущее.

УЧАСТКИ СЕНАТОРОВ ИЛИ ЧЛЕНОВ КОНГРЕССА
1. Поблизости от участка должны находиться горы в виде печати; предпочтительнее, если они расположены посреди водного потока перед участком. Печать в Древнем Китае означала власть и авторитет, которыми непременно должны обладать сенаторы и конгрессмены.
2. Участок должен смотреть как минимум на одну гору в форме пера. Как уже было сказано ранее, такая гора символизирует удачную гражданскую карьеру высокопоставленного чиновника, каким можно назвать сенатора или конгрессмена. Она также символизирует честного человека.

УЧАСТКИ МИНИСТРОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГОВ
1. Печать, плывущая по воде, предвещает великий талант. То есть холм или скала посреди водного потока, имеющая форму печати.
2. С боковых сторон участка должно располагаться некоторое количество гор. Среди этих гор должна быть вершина в форме пера, возвышающаяся над остальными словно перо, вставленное в подставку. В то же время перо символизирует удачную карьеру на литературном и гражданском поприще.

УЧАСТКИ МИНИСТРОВ ОБОРОНЫ
1. С обеих боковых сторон должны быть расположены величественные горы и холмы в виде знамен или барабанов. В Древнем Китае знамена и барабаны служили важными военными инструментами для подачи команд и передачи сообщений. Таким образом, горы в виде этих объектов символизируют военную власть великих полководцев.
2. Возле участка должны находиться изгибающиеся потоки, окружающие его. Они символизируют стены и рвы – средства защиты древних городов. Поскольку именно полководцы должны защищать города, то наличие таких водоемов. совместно с наличием гор в виде знамен и барабанов, символизирует рождение министра обороны.

УЧАСТКИ МИНИСТРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
1. Участок должен располагаться у наступающего дракона или живого дракона. Наступающий дракон – это горная цепь, которая движется к передней стороне участка. Она разделяется на многочисленные ветви и небольшие холмы, в своей совокупности похожие на пути сообщения. Движение вперед символизирует слаженную работу транспортной системы, а также будущее того, кто займет пост министра путей сообщения.
2. Живой дракон – это группа волнистых гор с многочисленными подъемами и спусками. Такие горные гряды указывают на сильную энергию ци и на возможность транспортной системы преодолевать географические препятствия.

Это сообщение отредактировал Лисичка Ху Мэйер – 20-08-2007 – 12:21

Фэншуй. Засада на простака

Недавно в нашей стране появилась новая отрасль экономики. Ничего такого новая отрасль не производит, хотя занятые в ней граждане на доходы не жалуются. Они объясняют всем остальным, как правильно строить дома, расставлять мебель и рассаживать подчинённых. Нет, они не строители, не архитекторы, не дизайнеры и не психоаналитики. Они – мастера фэншуй: знатоки (как они сами себя называют) древнего китайского учения о том, как жить в гармонии с миром. Что же такое это древнее учение?

Современный Фэн-шуй “икононстас”: знак “двойное счастье” – стоит только весить дома. и Бога просить ни о чем не нужно, все будет в двойном прибытке

История вопроса

“Фэншуй – ветры (фэн) и потоки (шуй) – древнейшее китайское учение о том, как жить в гармонии с миром, на основе равновесного обмена энергиями между природой и человеком”.

Это одно из современных определений, хотя есть немало других.

Первые сведения о фэншуй в Европу принёс Эрнст Айтель, знаменитый синолог, многие годы проработавший в Китае в христианской миссии. Его книга, изданная в 1873 году, называется “Фэншуй, или Рудименты естественных наук в Китае”. Позднее труды по фэншуй опубликовали коллеги Айтеля, выдающиеся учёные-синологи – голландец Иоганн де Гроот (“Религиозная система Китая”, 1892 г.) и англичанин Джозеф Нидэм (“Наука и цивилизация в Китае”, 1954 г.). Однако сформулированное Айтелем определение фэншуй остаётся, вероятно, наиболее точным:

“Фэншуй – попросту говоря, система суеверий, призванная учить людей, где и когда строить погребения и дома, чтобы обеспечить необходимое вечное процветание и благополучие”.

Система фэншуй в том виде, в котором она предстаёт сегодня, возникла как производное от учений китайских философов династии Сун (960–1270), рассматривающих Природу как единый живой организм. Этот организм имеет, по их мнению, четыре раздела:

– общий порядок (ли),

– числовые пропорции Земли и Вселенной (шу),

– жизненное дыхание (ци),

– формы проявления Природы (ин).

Сложнейшие вычисления множества сочетаний внутри этих разделов, учитывающие рельеф местности, расположение звёзд, время года и многое другое, определяли, куда, собственно, китайскому крестьянину податься в этой жизни.

Но важно знать о том, что фэншуй произрос из культа мёртвых, имеющего в Китае с древнейших времён огромное значение. В Китае никогда не было традиции создавать общие кладбища. Каждый был волен хоронить умершего члена своей семьи где угодно и как угодно. В то же время ритуалу похорон китайцы придавали чрезвычайную важность, поскольку считали, что от того, где лягут останки, воспримет ли их Природа правильно, всецело зависит благополучие живых. Поэтому прежде всего фэншуй предписывал, как и где следует хоронить своих близких.

Что касается наставлений по поводу строительства домов и расстановки мебели – они появились много позднее, в XI–XII вв. н. э. Так что не следует верить современным брошюркам, утверждающим, что возраст учения более шести тысячелетий. Это просто неправда, хотя корни фэншуй действительно уходят в далёкое (хотя и не настолько) прошлое: археологи установили, что примерно те же принципы погребения применялись уже в IX веке до н. э.

К XIX веку фэншуй вошёл в жизнь срединного Китая настолько плотно, что европейцы не раз сталкивались с очень серьёзными проблемами, пытаясь реализовать проекты по строительству предприятий, дорог, мостов и поселений. Европейские инженеры приходили в отчаяние от необходимости согласовывать с местными властями установку даже телеграфных столбов, если мастера фэншуй утверждали, что эти столбы создают узлы сгущения, как сказали бы сейчас, негативных энергий. А когда губернатор португальской колонии Макао решил приобщить аборигенов к благам цивилизации и построить вопреки канонам фэншуй железную дорогу по кратчайшему расстоянию от пункта А до пункта Б, его подстерегли и отрезали голову.

“Несомненно, что-то есть в этом самом фэншуй, – комментировал Айтель, – если он побуждает общественные низы к актам жуткого убиения, а государственных министров (китайских провинций. – Прим. ред.) заставляет использовать его в качестве убедительного предлога, оправдывающего неспособность к дальнейшему прогрессу торговли и цивилизации”.

Тем не менее выход всегда можно было найти.

“Самые зловещие с точки зрения фэншуй природные формы, – пишет в своей книге Айтель, – ужасные сгущения смертоносных дыханий могут быть улучшены при умелом вмешательстве. Один из главных инструментов этого – деньги!”

“Правда, – тут же добавляет он, – инструмент этот страшный: заплатив в первый раз, будешь платить постоянно…”.

Иоганн де Гроот, долгое время работавший чиновником голландской колонии на острове Амой, подробно описал изощрённую систему вымогательств китайских чиновников при разрешении конфликтов, возникающих на почве фэншуй. Например, когда захоронение одной семьи, свершённое на основе квалифицированной экспертизы мастера-геоманта, по мнению другого такого же квалифицированного специалиста, серьёзным образом нарушало фэншуй соседа. Окончательное решение спора стоило обеим сторонам очень дорого…

Европейские исследователи дружно отмечали, что вычисления фэншуй, производимые для поиска наибольшей благоприятности бытия, невероятно сложны и “могут привести в трепет невежественный простой люд своей непостижимостью”. Тем не менее, когда в Гонконге европейцы построили свои жилища в самой удобной, защищённой от ветров части острова, да к тому же для красоты посадили деревья и выкопали пруды, китайцы всерьёз заподозрили, что те знают о фэншуй очень много, но зачем-то скрывают свои знания. Понятно, что ни сном ни духом не подозревая о принципах фэншуй, европейцы попросту руководствовались здравым смыслом.

Тут и кроется вся суть “древней мудрости”. Но об этом чуть позднее, теперь же пора посмотреть, что произошло с фэншуй вне породивших его пределов – в Европе и России.

Дракон – один из “благоприятных” талисманов китайцев и Фэн-шуй. Для христиан дракон – образ диавола

Экзотический плод

Хотя в Европе о фэншуй благодаря работам европейских учёных-китаистов узнали достаточно давно, модным он сделался лишь в последнее время из-за общей ажиотажной вспышки интереса к Востоку, хорошо подготовленной работами госпожи Блаватской и окончательно спровоцированной фильмами с участием Брюса Ли, нестабильностью жизни и всеобщим поглупением.

Кунг-фу, Шаолинь, ушу, тайцзицюань, волшебники-даосы, а напоследок – фэншуй. И лозунг готов вполне в духе времени: учитесь единению с Природой, вбирайте энергию растений, земли и воды по старинным, забытым, но чудесно восстановленным сегодня рецептам! И всё древнее – настолько древнее, что сладко замирает сердце и нежно щекочет в носоглотке. Чем древней, тем слаще замирает и щекочет.

Европейцы – люди практичные. Сугубо для удовольствия таинственный флёр древней мудрости они вдыхали недолго, справедливо рассудив, что за всяким человеческим интересом стоят реальные деньги. Европу наводнили книги и брошюрки на тему фэншуй. Потом возникли школы и уже оттуда, из Европы – вот ведь поразительно! – а вовсе не из Китая, с которым у нас общая граница в несколько тысяч километров и как минимум четырёхсотлетняя история отношений, фэншуй нагрянул в Россию. Он пришёл к нам коммерческим продуктом в виде переводных изданий в начале смутных 90-х, когда спрос на мистику и паранауку возрос фантастически. Утеряв привычные идеологические ориентиры, обыватель искал, куда бы прислониться, и готов был охотно платить за любой сладкий обман.

Читайте также по теме:

Предложения последовали немедленно. Первыми к пирогу поспели астрологи, прорвавшись абсолютно во все средства массовой информации, включая государственные телевизионные каналы. За ними грянули толпы экстрасенсов, колдунов, потомственных предсказателей и целителей…

Фэншуй немного припозднился. Но теперь уверенно навёрстывает упущенное.

Издатели переводных фэншуй-учебников стали первыми, кто на нём заработал. А следом появились и размножились в неимоверном количестве мастера фэншуй, организованные ими курсы и школы, а также услуги: советы по правильной организации жизни, расстановке мебельных гарнитуров в жилищах и офисах и расположению входных дверей загородных коттеджей. Фэншуй превратился в бизнес, в товар, уверенно вытесняя с поля массового обмана покупателей ясновидящих и гадалок с их примитивными заговорами и оберегами. Грех не использовать такой замечательный повод заработать: это не магия какая-нибудь, а сложнейший точный расчёт, недоступный дилетантам!

Хотите удачи в бизнесе? Пригласите мастера фэншуй, который объяснит, что начальник должен сидеть в дальнем углу офиса, менеджеры среднего звена – посредине, а секретарша – у самой двери; распорядится переставить пару столов, чтобы солнечный свет не бил сотрудникам в глаза, а потом возьмёт гонорар за работу: от 150 до 400 рублей за квадратный метр обследованной площади. Если площади большие, возможны скидки.

Желаете никогда ничем не болеть? Пригласите этого мастера в свою квартиру – он и там поруководит перестановкой мебели да ещё продаст вам могущественные талисманы – аляповатые скульптурки дракона, льва или кого ещё, которые следует расположить в энергетических точках вашего жилья (где именно они находятся, мастер точно укажет).

А уж если вы решили строить дом, то начинать такое дело без помощи специалиста фэншуй равносильно самоубийству. Не дай бог дверь будет открываться не в ту сторону света – вас ждут неизбежный крах, разорение и больничная койка до конца дней. Ну и так далее…

Фэн-шуй

Фен-шуй – это китайское искусство сочетания домов живых людей и могил мертвых таким образом, чтобы поддерживались взаимодействие и гармония локальных течений космического дыхания Инь и Ян.

При помощи фен-шуя можно нейтрализовать неблагоприятный характер любой конкретной местности, применяя талисманы и амулеты.

В Китае существует общая вера в то, что везде существуют обязательные топографические особенности (естественные или искусственные), проявляющие или изменяющие вселенское духовное начало, что ветер и вода, т.е. климатические изменения, находятся под влиянием этического поведения людей, а также под влиянием небесных тел.

Применяемый в связи с этим термин – Фэн-шуй – устанавливает систему правил, по которой определяется оптимальное расположение городов, домов и могил.

Фен-шуй также предопределяет судьбу семей и общин. Для таких целей используется и астрологический компас.

Формы холмов и направления ручьев, являющиеся результатом характерных влияний ветра и воды, наиболее важны, но кроме них, дополнительными факторами являются высота и архитектура домов и направления дорог и мостов.

Искусственное изменение природных форм может иметь хорошие или плохие последствия – в зависимости от того, каковы будут построенные по-новому формы. Например, извилистые дороги более предпочтительны из-за их благотворного влияния, чем прямые дороги.

Так как прямые, например, железные дороги и туннели, благоприятствуют циркуляции вредоносного начала. Смерть в определенной степени зависит от космических потоков и может ими использоваться для влияния на жизнь.

Поэтому для каждой семьи жизненно важными являются выбор и поддержание в порядке наиболее благоприятной окружающей обстановки для могил, родовых храмов и дома.

Китайцы утверждают, что система Фэн-шуй впервые была применена по отношению к захоронениям Кио и Ро – ученым, умершим в 324 г. н.э., а по отношению к архитектуре и строительству – Wang Chi, мудрецом времен династии Sung.

Согласно теории фэн-шуй, широкая река должна находиться спереди кладбища, высокий утес – позади и замыкающие справа и слева холмы образуют для могилы наилучшее местоположение.

Дома и могилы должны быть обращены лицом на юг в связи с тем, что ежегодное оживление растительной жизни, связанное с наступлением лета, приходит с этой стороны; смертоносное же влияние зимы – с севера”.

Символические фигуры и т.п. на крышах построек, изображения духов на дверях домов и каменные статуи перед могилами предназначены главным образом для создания благоприятной ауры, в которой космические потоки могут создавать благоприятные условия Фэн-шуй для благополучия местности.

Для славянских народов такой выбор благоприятных зон совсем не характерен. И не только для славян, но и для древних египтян и других народов.

Это различие заключается в том, что китайцы боялись потерять здоровье и жизнь. Они считали, что, соприкасаясь с энергией мертвых или смерти, могут “заразиться” разрушающей энергией. Такими же качествами они наделяли северные ветра и зиму.

Славяне и древние египтяне думали несколько иначе. Они больше боялись погубить душу, чем физическое здоровье или жизнь. Поэтому боялись проникновения в свои души, дом, двор и могилы мертвых родственников демонической сущности, которая всегда летела с юго-востока или юга.

Зная это, они проводили улицы в своих селениях по сторонам света, и строили свои дома с входом на север, окнами, обращенными только на север и восток, а южную сторону дома делали глухой, т. е. без окон и дверей. Кстати, вход в Великие Пирамиды в Египте тоже расположен с северной стороны.

Такая постройка защищала людей от проникновения в их жилище вредоносного света Луны – Луна светит только с южной стороны, особенно в полнолуние.

Также такая постройка защищала людей от проникновения в дом нечистой силы, которая не могла войти в дом с севера.

Покойников хоронили головами на юг, а ногами на север, что не позволяло нечистой силе проникнуть в череп покойника. Так как кости черепа человека сохраняют положительную информацию – молитву к Богу. Именно эта молитва не позволяет нечистой силе проникнуть в покойника.

Ссылка на основную публикацию