Фэн шуй захоронение

Feng-Shui DE sign

Фэншуй-дизайн = создание пространства возможностей для семьи, здоровья, бизнеса, карьеры. Для всех, кто готов действовать, достигать, обретать желаемое.

Фэншуй об устройстве могил?

Радостной жизни, друзья!

Как раз сейчас, после Светлой Пасхи, когда мы навещаем наших ушедших родных, эта статья будет очень полезна.

Вопрос в заголовке статьи часто звучит от клиентов или любопытных. Другие идут дальше и утверждают это. Так правда или нет, что фэншуй применяется для захоронений?

Чтобы это было правдой, надо добавить еще одно слово в такое утверждение и прозвучит оно так: ИНЬСКИЙ фэншуй применяется для обустройства могил. ЯНСКИЙ фэншуй для пространства живых и ныне здравствующих. Две стороны, два подхода.

Практически во всех верованиях обустройство могил имело большое значение. Начиная с величественных захоронений фараонов древнего Египта, заканчивая нашими современными памятниками.

Здесь я пропущу доводы «за» и «против» того, что между ушедшими родственниками и их потомками существует связь, а просто поделюсь своими знаниями по этому поводу, наблюдениями и представлениями в древнем Китае. Без специфики, как можно более простыми словами.

Из истории, кратко . В древнем Китае обустройству могил уделяли особое внимание. И это было доступно только правителям и знати. Для захоронения императора строился целый город-гробница. Мастера, который обустраивал могилу царственной особы бывало после просто убивали, чтобы он не мог применить свои знания для других. Причиной тому влияние этого захоронения на последующие поколения семьи, их процветание и правление династии на многие века, даже не годы. Примерно на 7 поколений.

Первейшая задача Мастера была найти место для захоронения, отвечающее всем правилам процветающего местоположения. Учитывались ближайшие горы, водные потоки, защита позади, объятия по бокам могилы, понижение спереди. И это делалось еще при жизни человека. После его смерти уже обустраивали саму могилу. В основном хоронили изголовьем к горе, надгробный камень устанавливали в ногах захороненного. Этот камень считался границей между миром мертвых и живых. Очень важны были выходы воды в самой могиле и возле нее.

Это отдельное направление в фэншуй. Да, в нем действуют некоторые общие правила и для домов живых. Они о расположении в ландшафте, окружающем рельефе гор, рек, повышения, понижения и т.д. Но применяются и другие правила.

Что нам Китай, скажите вы. Хорошо…

Ретроспектируйте историю своих рода/семьи или знакомых. Возможно вы столкнетесь с таким, когда все повзрослевшие дети не могут устроить свою личную жизнь или не складывается с рождением детей. Или в роду встречаются одни и те же тяжелые заболевания, или трагическая гибель… У нас часто говорят, что это сглазили или навели порчу на род. Но возможно дело в другом? Если отец семейства жив, знают ли они, где захоронен дед, в каком состоянии его могила, как она обустроена…? Часто у нас ушедших родственников хоронят в одной могиле. У многих деды, прадеды закончили свой земной путь в братских могилах во время войны…. Другая сторона истории — в семье были проблемы, но с уходом из жизни родителя и его захоронения, эти проблемы растворились со временем (если удалось хорошо могилу обустроить). Или после установки паамятника, наоборот, со временем большие проблемы появились Поразмышляйте над этой синхронностью и …

…проведайте могилу своих предков

Обустроить могилу предков, которая энергетически будет поддерживать детей и весь род в нескольких поколениях, сложно без специфических знаний. Это может сделать только знающий консультант-практик. Но есть вещи, которые можно сделать самостоятельно, хотя бы на момент установки памятника и ухода за могилой.

Неблагоприятно влияет на живых потомков, например, такие могилы :

– когда на могилу кладут сплошной камень.

– когда непосредственно на могиле или близко рядом с ней растут деревья. Велика вероятность нарушения целостности могилы корнями или дерево может упасть и повредить могилу.

– перекошенные, осевшие могилы или крест, надгробный камень, или появившаяся трещина. Это надо срочно менять, исправлять.

– высокие оградки, особенно с прямыми прутьями, как будто решетки в тюремной камере.

– когда могила постоянно залита или периодически заливается водой. Воду надо отводить.

Важна дата захоронения и установки памятника. Как минимум, не хороните в день столкновения с календарным месяцем и в час столкновения с этим днем. Дату для установки памятника надо выбирать не только с учетом дат рождения покойного и его здравствующих детей, но и с точки зрения аффликций времени года, месяца и расположения могилы. Каждый год и месяц они меняются. Например в текущем году плохая идея устанавливать памятник тылом на юг и восток.

Во все времена люди придавали значение невидимой связи между ушедшими из жизни и их потомками. Навестите своих почивших родных. Мертвые скорее всего могут и обойтись без этого, а вот живые — вряд ли.

Светлая память ушедшим ()

Долгой радостной жизни живым!

Автор: Оксана Агнифобжец, магистр китайских метафизических искусств

Как украсить могилу, согласно правилам Фэн шуй

Искусство украшения могил по фен шуй – это даосская практика символического благоустройства пространства, направленная на гармонизацию живых и мертвых энергий. Древние китайцы умело пользовались постулатами, как сочетать в одном измерении тела покойников и быт живых людей.

Украшение могил как основа фен шуй

Фэн шуй могилы — метод захоронения, когда жители древнего Китая подбирали украшения, локации под похороны, руководствуясь постулатами учения фен-шуй.

Мистицизм — направление в преобладающем большинстве китайских метафизических искусств. Вера восточных жителей в то, что энергиями нужно грамотно управлять, трансформировалась в учения. Европейцы специфически отнеслись к науке о благоустройстве кладбищ, начали использовать правила не совсем корректно.

Искусство украшения фен-шуй домов Инь (феншуй умерших) связано с грамотным обращением Ци природы. Первоначальная концепция основана на защите гроба от термитов и змей, попадания в него воды, ограблений могилы, движения грунта. Практика фен-шуй помогала призвать энергию рода для процветания новых поколений.

Правила выбора места для захоронения

Место, где будет размещаться могила усопшего, нужно выбирать близким покойника. Для получения благости, родным необходимо учесть три ключевые позиции искусства выбора:

  1. Земля, ландшафт и украшения вокруг могилы. Речь идет о «Драконьей вене» — цепочке бугров, которые нисходят с горы. Кладбищенская земля должна быть окружена холмами, удержать энергию поможет вода. Комбинация источников влаги, горной местности считается оптимальным вариантом.
  2. Душа покойника может получить спокойствие, послать благодать живым родственникам, если захоронение будет размещаться в чистой зоне с украшениями. Рядом с погребенным телом не должны располагаться линии электропередач, промышленные сооружения, индустриальные локации, голые скалы или пустыри.
  3. Захоронение можно проводить на плодотворной земле, нельзя, чтобы рядом росли большие деревья или кустарники (цветы, украшения не в счет).

Изначально соблюдение древних практик подразумевает подбор благостной даты для похорон.

Оформление могилы, захоронений организовывали по оговоренным правилам.

Как оформлять могилу по фен шуй для удачи потомков

Похоронить близкого правильно — искусство, нужно выбирать место и кладбище.

Важные правила, которые диктует похоронная практика и мастера фен-шуй:

  1. Могилу не должен придувать ветер. Чем тише участок земли, тем лучше для мертвых и для живых.
  2. Плохо, если вода стоячая, должна быть бурная горная река.
  3. Искусство выбора локации и украшений важно с позиции ориентации в пространстве. Могила не должна зажиматься со всех сторон посторонними участками захоронением. В противном случае уход души будет затруднен, усопший разгневается, накажет потомков.
  4. Место погребения не закрывают оградками. Практика фен-шуй не допускает использования конструкций, ограничивающих потоки энергии.

Украшения могил располагают полукругами, прямые ряды формировать недопустимо.

Сохранились ли старинные традиции в современном Китае

Уход близкого из жизни согласно практике искусства фен-шуй – утекающая энергия, которую потомок должен направить в правильное русло. Если выполнить ритуал, то удача долго будет сопутствовать родственникам.

Верующие китайцы полагают, что политическая нестабильность в Тайване связаны с тем, что могила генералиссимуса расположена не по правилам искусства фен-шуй. Правитель разместился на живом драконе, вместо дракона мертвых.

Уход за могилами

Искусство ухода за захоронением, украшениями играет такую же роль, как и похорон. В Китае праздник поминовения усопших называют Цин Мин. Второе название – День предков или День подметания могил.

Вся семья собирается в праздничный день, чтобы убрать места захоронения усопших родных. Традиционно произносят молитвенные тексты. На кладбищах сжигают палочки с благовониями.

Неверующие родственники обязаны 4 и 5 апреля посетить места захоронения родных. С позиции искусства фен шуй украшение могил является обязательным действием. В магическую силу можно не верить, но нужно соблюдать правила и предписания. От корректности выполненных рекомендаций зависит благосостояние, успех рода в будущем.

Фэн шуй захоронение

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ФЭН-ШУЙ

Но первоначально фэн-шуй служил не живым, а мертвым, потому что в Китае считается до сих пор, что благосостояние живущих определяется положением могил предков. В русских деревнях все было проще: хоронили всех на общем сельском кладбище, только для некрещеных младенцев, отлученных от церкви, иноверцев и самоубийц путь туда был закрыт. А так особенно места не выбирали. Русские покойники ле­жали рядами под крестами вблизи сельской церкви, лишь очень богатые люди могли себе позволить создание семейного склепа. Как правило, склепы строились для власть имущих.

В Китае иначе. Там выбор хорошего места для моги­лы — дело чести всей семьи. Будет покойник лежать в месте с хорошим фэн-шуй — будет его потомкам жить легко, будут у них и деньги, и слава, и хорошая работа, и здоровые дети. А чтобы найти идеальное место для могилы, приглашали специалиста фэн-шуй, который использовал свой опыт, вычислял по магическому квад­рату или создавал триграммы по Книге перемен и поль­зовался космическим компасом.

Для могил китайцы выбирали самые лучшие земли, ведь душам умерших должны открываться прекрасные, величественные пейзажи, покой их не должен быть на­рушен. Хорошим для захоронения местом считалось та­кое, где рядом находилась вода, причем не стоячая, мо­гилу ориентировали в необходимом направлении, что­бы правильно выбранное направление дало потомкам возможность улучшить авторитет и благосостояние се­мьи; обязательно искали землю, где дракон, тигр, чере­паха и феникс образуют кресло, и поиски могли занять много времени. Только когда такое место было найде­но, проводились похороны. Китайская история свидетельствует, что иногда похороны откладывались на ме­сяцы!

Неудачное место для могилы предков, по фзн-шуй, может привести даже к физическим дефектам потом­ков. Если из поколения в поколение рождались дети с генетическими нарушениями, китайцы прежде всего ис­кали причину в неправильном расположении могил предков. Даже сейчас, когда известно, что причина уродств имеет наследственный характер, что все дело в искажении хромосом, китайцы считают, что виноват плохой фэн-шуй могил. Причем так утверждают не только безграмотные крестьяне, а и вполне цивилизо­ванные американцы китайского происхождения. Китай­цы до сих пор кладут в могилы ценные вещи, лишь из­менился характер ценностей: если в древние времена это были монеты, золотые украшения, зеркала, то те­перь сжигают то, что любил покойный: от дворцов и личных самолетов до предметов личной гигиены, — правда, спешу заметить, предают огню не настоящие самолеты и дворцы, а символические — их специально делают из бамбука и бумаги.

Внимательно выбирают и форму участка для моги­лы: лучше всего, если участок квадратный или имеет форму кошелька, тогда на нем формируется хорошая ци. Если участок имеет узкую переднюю часть, то это может отразиться на потомках и помешать им достичь благосостояния и славы. Участок должен быть сухим, гораздо суше той земли, на которой строят дом, чтобы не так интенсивно происходил процесс разложения те­ла. Дождевая вода должна стекать с участка, чтобы не попадать в могилу. В противном случае фэн-шуй изме­нится, а это отразится на жизни всей семьи. У изголо­вья обязательно располагают надгробный камень, он символизирует спинку кровати. И не забывают ухажи­вать за могилой, это очень важно для поддержания хо­рошего фэн-шуй. Надгробный камень должен оставать­ся всегда чистым и не изменять цвета. Очень плохо, если он покрывается чернотой, если обрастает мхом или на нем выступают белые пятна. Заботливые китайцы стараются разными способами очистить камень, потому что от этого тоже зависит жизнь семьи: выступившие на нем белые пятна дают знак, что через несколько лет в семье может случиться большая беда.

Так было раньше, так осталось и сейчас. А теперь задумайтесь. Мы, воспитанные в другой культуре, тоже ведь заботимся о могилах своих предков. Только мы считаем, что этой заботой даем покой своей душе, ока­зываем почтение своим бабушкам и дедушкам. Испод­воль мы стараемся сделать могилу своих предков краси­вой: ставим памятники, сажаем цветы, выращиваем у могилы деревца. То есть, сами того не зная, мы пыта­емся создать хороший фэн-шуй, который влияет и на наше будущее.

Иньский фэн-шуй в современных европейских реалиях

опубликовано в “Тайна Жизни” № 7, 2016

Как достоверно известно, янский фэн-шуй, то есть фэн-шуй жилищ для живых людей, – дисциплина вторичная. Он последовательно развивался на базе иньского фэн-шуй – фэн-шуй жилищ для мертвых.

Обустройству могил в древнем Китае испокон веков придавалось огромное значение и уделялось много внимания. Прежде всего, это дань уважения к ушедшим. Но не только. Считалось, что фэн-шуй предков сильнейшим образом влияет на судьбу потомков.

Древние летописи изобилуют рассказами о чудодейственной силе удачного фэн-шуй захоронений, позволившего потомкам умершего занять высокое социальное положение. Так, например, во времена династии Мин говорили, что некто стал императором благодаря тому, что подвесил гроб своего отца в горной пещере – в пасти Дракона, так что его отец буквально стал «языком Дракона».

С тех давних времен для тех, кто что-то понимает в фэн-шуй, мало что изменилось. Богатые семьи в Малайзии, например, и сегодня платят мастерам иньского фэн-шуй огромные деньги. Годовой оборот услуг, связанных с покупкой места на кладбище и разного рода похоронным сервисом, куда входит и работа мастера по иньскому фэн-шуй, превышает 2 миллиарда долларов.

С точки зрения современной науки связь мест захоронения предков с живыми людьми объясняется теорией ДНК. Мы связаны с нашими предками генетически. Наши предки – это в некотором смысле продолжение нас, наше расширение. И поскольку наш предок, находясь в определенном месте, получает определенную ци, через него она влияет и на нас.

Конечно, в современных европейских реалиях мы вряд ли можем себе позволить какие-то фэн-шуйные изыски. Традиционный иньский фэн-шуй – мероприятие сложное и практически невозможное в действующих европейских местах захоронений.

Тем не менее, я попробую сформулировать хотя бы некоторые пожелания для правильного обустройства могил, соответствующие общим правилам иньского фэн-шуй. Потому как: всегда лучше сделать хоть что-то, улучшающее ваш фэн-шуй, чем не сделать совсем ничего.

Итак, самое главное – выбор места.

В старину мастера иньского фэн-шуй специально и загодя искали благоприятные места для захоронений и годами держали в секрете лучшие из них. Поскольку никакой император не хотел рождения могущественного соперника, который пресечет его династию и займет его место. А мастера, понятное дело, не хотели поплатиться головой за свое опасное знание.

В современном западном мире до сих пор не выработалось устойчивой традиции заранее выбирать себе место для захоронения. Плохая-де примета. Да и выбор-то, в общем, не так уж велик. И это очень жаль. Поскольку в спокойном умонастроении, имея запас времени и хоть какой-то объектный выбор, у людей было бы больше шансов выбрать действительно хороший участок.

Идеальный вариант – красивая энергетичная местность у подножия холма, с красивым открывающимся видом, от которого замирает дух, с Драконом слева и Тигром справа (как бы окаймляющими могилу рукавами).

Переходя в наши малопоэтичные реалии, это должно быть симпатичное 🙂 место, не стесненное соседними могилами, но, тем не менее, с определенной выраженной защитой сзади и с флангов, и более или менее красивым окружением.

Важно, чтобы место было в достаточной мере сухое. Не хорошо, когда вода застаивается на участке и не имеет нормального стока.

Не благоприятно, когда место продувается всеми ветрами. Тут, разумеется, многое зависит от общего климата территории.

Не желательно бетонировать всю площадь захоронения. Хорошо, когда к могиле (к костям) есть хотя бы частичный доступ живой природной ци (энергии солнца, воздуха, дождя, снега).

Высаживать деревья на могиле также не рекомендуется. Корни деревьев разрушают захоронение и могут повредить памятник.

Не самая лучшая практика – огораживать могилу металлической оградой, полностью замыкая пространство. Хотя бы с какой-то стороны (конечно, лучше с той, что выбрал мастер) подход к захоронению должен быть свободным.

В лучшем случае могилу желательно правильно сориентировать. То есть, установить могильную плиту – дверь в иньское жилище в правильно выбранном направлении, на хорошую гексаграмму, энергии которой будут поддерживать потомков.

Отдельный разговор – дизайнерские изыски. Иногда слишком причудливые, скошенные или резкие формы надгробия или иного оформления могилы могут навредить или вам или фэн-шуй соседних могил. Старайтесь этого избегать.

Очень важен и уход за могилой. Со временем может просесть земля, могильный камень может покоситься, треснуть или изменить цвет. Это нужно расценивать как знаки, указывающие на возможные неприятности, которые могут случиться в семье. Поэтому любые повреждения лучше сразу же исправлять, и поддерживать места захоронения предков в чистоте и порядке.

И даже если фэн-шуй могил ваших предков оставляет желать лучшего, память и забота о них поможет вам лучше осознать себя, путь вашего рода, ощутить преемственность поколений. Что само по себе уже неплохой результат внимания к теме иньского фэн-шуй.

Фэн шуй захоронение

Компас фэн-шуй, называемый лопань, берет свое начало из нескольких источников — главным образом, из загадочной “повозки, устремленной на юг”, подробных описаний которой не существует. Открытие магнетизма, так или иначе, привело к развитию сложной формы прорицания, известного как Шесть Девяток. Описаний Шести Девяток сохpанилось так много, что несколько ученых независимо друг от друга смогли реконструировать технологию пpоpицания. Во время археологических раскопок было найдено несколько гадательных досок ши, используемых для Шести Девяток. Образец, найденный в захоронении I века, идентичен иллюстрации к учебнику фэн-шуй XIV века, что говорит о существовании продолжительной, непрерывной традиции, сохранявшейся на протяжение нескольких династий. То, что он каким-то образом относился к тpадиции каньюй, становится понятно из комментария к “Церемониям Танской династии” (седьмой век).

    Ши имеет девять применений. Первое — брак, второе — продолжение рода, третье — жилище, четвертое — судьба, пятое — положение в обществе, шестое — родители, седьмое — ритуалы в честь предков, восьмое — здоровье, а девятое — погребение.

Похоже, что первоначально ши использовали для определения благоприятных дат. Впоследствии ее применяли для нахождения правильной ориентации не только для зданий, но и для всех видов деятельности, включая военную стратегию.

Учебник, послуживший моделью для более поздней Школы Фоpмы, “Конфигурации земли для дворцов и жилищ “, также для нас утерян. Однако имеется интересное упоминание о Школе Фоpмы в списке книг, бывших в обращении во времена ранней Ханьской династии, примерно во втором — первом веках до н. э.

    Обычно Школа Фоpмы выбирает и строит дворцы и города согласно облику местности в целом. Она учитывает очертания человеческого тела, костную структуру сельскохозяйственных животных и форму домашней утвари, чтобы выяснить, благоприятны ли звук и ци или нет. Как при настройке струны на лютне длина регулируется до получения нужной ноты, так же и с природой. Именно математические пропорции определяют успех или неуспех дома, а не духи и призраки.

Данный отрывок раскрывает очень многое. В нем говорится о “звуке” людей и утвари, что, возможно, совсем и не означает звук как таковой, а может быть техническим выражением, относящимся к какому-то пропорциональному размеру. Во-вторых, в нем специально подчеркивается, что данная практика основывалась на научных принципах, а не на страхе перед духами и призраками, которых надо было изгонять. Проще говоря, это означает, что будет дом благоприятным или нет — зависит не от удачи, а от математически точного гармонического резонанса.

Обратите внимание также на то, что, хотя канон “Конфигурации земли для дворцов и жилищ ” ограничивает свой диапазон зданиями и их окружением, в вышеприведенном фpагменте не только принимаются во внимание форма коров и свиней вне дома, но фактически pекомендуется входить внутрь дома, чтобы осмотреть утварь и убедиться, что она сочетается. Представляется справедливым предположение, что другие предметы — например, мебель и декоративные элементы, — тоже рассматривались.

В дополнение к стандартным, описанным в учебниках приемам оценки дат и мест, были некоторые общие принципы, о которых сообщает Ван Чун. Одним из них был запрет на пристройки к западной стене дома как возможную причину несчастья. Обосновывается он тем, что Запад, олицетворяющий закат солнца, считался подходящим местом для старших членов семьи, а западное крыло усадьбы резервировалось для них, и даже имело специальное название — ао.

Жилище для мертвых

Очень большая роль в практике фэн-шуй отводится его применению в похоронных обрядах и церемониях. Конфуцианская “И ли” (“Книга обрядов”), произведение, состоящее из многих частей и писавшееся более тысячи лет, дает точные подробности, касающиеся выбора дней для погребения. Они узнавались благодаря прорицанию, состоявшему в бросании стеблей тысячелистника, или пpи обращении за советом к черепашьему панцирю. Прорицателя сопровождали члены семьи усопшего и помощники, записывавшие результаты прорицания, котоpое происходило на предполагаемом месте захоронения. Повернувшись лицом на восток, чтобы взять гадательные стебли, пpоpицатель поворачивался затем на юг, чтобы взять у оплакивающих петицию: “Скорбящий сын желает получить прорицание относительно места, где должен упокоиться мой отец. Рассчитайте, покойное ли это место с надежным основанием, дабы не произошло никакой катастрофы в грядущие дни” . Это — ясное указание на то, что расположение захоронения считалось жизненно важным для благополучия последующих поколений.

Хотя “Книга ритуалов” датируется эплохой Чжоу, примерно за тысячу лет до нашей эры, не все следовали конфуцианским обычаям. Изысканно красивые украшения и погребальные орнаменты, найденные во время раскопок захоронений эпохи Ханьской династии, указывают на совершенно другую культуру и систему верований. И тем не менее, инструменты для определения направления, захороненные вместе с покойниками, чтобы их души нашли дорогу в Западный рай, свидетельствуют о том, что ориентация считалась критическим фактором.

Классическая “Книга захоронений”

Высказывается мнение, что классическая “Книга захоронений” Го Пу опирается на гораздо более ранний текст, принадлежащий перу Мастеpа-Синего Ворона, и что, возможно, некоторые принципы, описанные в “Книге”, опираются на устные или письменные традиции. Удивительно, что книга, оказавшая столь глубокое влияние на повседневную жизнь, не включена в библиогpафии того времени. Самые первые упоминания о ней встречаются не раньше династии Тан (IX век). В книге идет речь о живой ци, Пяти Элементах и четырех астрологических животных — Драконе, Птице, Тигре и Черепахе. И все же в ней утверждается, что направление определяется по положению солнца. Ни компас, ни “повозка, устремленная на юг”, не упоминаются, и это дает основания полагать, что автор никогда таких вещей не видел.

Фэн-шуй в средние века

В один из многих бурных периодов китайской истории императорская семья переехала на Юго-Восток, чтобы спастись от войны, идущей на севере. С ними переехали ученые и грамотные. Климат и плодородные почвы на Юге сильно отличались от сурового Севера и продолжают отличаться до сих пор. Волнистые пейзажи, сменившие бескрайние равнины Севера, дарили вдохновение художникам, писателям, философам и ученым.

Это был также период, когда за главенствующую роль соперничали буддизм, конфуцианство и даосизм, а положения этих трех великих учений, имевших огромную власть над умами, расширялись и включали в себя естественнонаучные теории.

Плодородной была не только почва, но и культурная среда. В этих условиях предмет фэн-шуй стал более определенным и точным. В обращении находилось множество трактатов, включая классическую “Книгу Желтого Императора о размещении домов”, которая датируется приблизительно пятым веком. Самый замечательный из появившихся трудов, “Канон Синего мешка” (подразумевается космос) Ян Юньсуна, датируется примерно 800 годом. Его содержание составляют формы и очертания природы и их влияние на живущих среди них людей. Странно в этой книге, служащей источником для практически всего более позднего материала то, что Ян Юньсун, несмотря на его огромное влияние в метафизических вопросах, не внесен в анналы своего времени. Возможно, он при жизни носил другое имя. Имела хождение одна версия, позже исключенная как маловероятная, что он украл секретные документы, когда императорский дворец был во время пеpевоpота разграблен.

Многие советы в книге Ян Юньсуна были замечательно практичны: строить следует в безопасном месте и там, где имеется источник пресной воды, позади должны быть горы, а фасад должен смотреть на юг, в долину. Там были также призывы сажать рощи и защитные лесополосы, когда иньская ци чрезмерно сильна. Некоторые же советы были чисто эстетическими, как например относительно устройства извилистых дорожек и расположения камней.

В записках о фэн-шуй нельзя не сказать о том, что существовало две школы фэн-шуй, Школа Фоpмы в том виде, как ее описал Ян Юньсун, и Школа Компаса, пришедшая из пpовинции Фуцзянь, толкование которой содержится в классическом труде Ван Цзи, написанном около 1195 года. Хотя компас с плавающей иглой был описан буддийским монахом И-сином в начале восьмого века, он оставался, похоже, малоизвестной диковинкой, пока не пpивлек к себе шиpокого внимания в одиннадцатом-двенадцатом веках.

Основанием Школы Компаса служили в большей мере астрономическая и календарная наука, чем формы и очертания рукотворного или природного окружения. Наибольшее влияние оказали на нее традиции даосистской, по сути, магии. Но обязана она этим не столько даосизму Лао-цзы (автора “Даодэ-цзина”), сколько исконным религиозным верованиям Китая, то есть верованиям правящего и торгового классов эпохи династии Хань.

В методике Школы Компаса шкала компаса разделена на двадцать четыре сегмента. Для их обозначения использовались специальные календарные знаки — “небесные стволы” и “земные ветви”. Но для “четырех углов” — северо-востока, юго-востока, юго-запада и северо-запада — сохранились древние названия, начертанные на гадательных пластинах еще в третьем веке до н. э. Северо-восток назывался Вратами (злых) Духов. У китайцев по сей день очень сильно отвращение к дверям, выходящим на северо-восток, поскольку они считают, что через эту дверь отойдет душа и, что еще хуже, войдут злые духи из другого мира.

Эта ассоциация между северо-востоком и Вратами Духов является, видимо, рудиментом архаического религиозного верования. Массивные каменные памятники от Ирландии до Китая часто ориентированы на северо-восток, хотя до сих пор никто не объяснил, почему именно это направление должно связываться с миром духов. Зато наверняка известно, что оно не имеет никакого отношения к восходу солнца в середине лета, что является распространенным мнением относительно Стоунхенджа в Англии. Любой предпринявший поход к Стоунхенджу, чтобы стать очевидцем солнечного восхода в день детнего солнцестояния, наверняка будет разочарован. В это время там всегда туманно и облачно, и солнца не видно, пока оно не окажется высоко в небе и довольно далеко от северо-востока.

Надписи с такими названиями, как Небесные Ворота, Земная Дверь, Врата Духов и Окно Людей, найдены на гадательных пластинах династии Хань в четырех угловых позициях. Помимо прочего, они оказали влияние на строительство городов в Фуцзяни.

С тех пор, как появились напечатанные классические тексты, практика фэн-шуй несколько столетий оставалась практически без изменений. Замечания, сделанные как китайскими, так и западными комментаторами, оставались автоpитетными до середины двадцатого века. Затем, совершенно неожиданно, в последние десятилетия двадцатого столетия фэн-шуй быстро стал привлекать к себе большое внимание западного мира — с весьма неоднозначными результатами. С одной стороны, предмет фэн-шуй оказался вынесенным пеpед всемирной аудиторией, а с другой стороны, философские основания оказались так размыты и искажены, что сам предмет стал почти неузнаваемым для китайских ученых. Интересно отметить, что, когда выдающемуся китайскому профессору показали телевизионный фильм о фэн-шуй, ему даже в голову не пришло, что речь в нем идет о китайской культуре и верованиях.

Дошло до того, что этим термином стали перебрасываться, как теннисным мячиком. Создается впечатление, что любую экзотическую философию, будь она родом из Китая или Калифорнии, можно назвать “фэн-шуй”. Я же, со своей стороны, постарался представить на этих страницах обзор классических традиций и показать, каким образом они могут иметь универсальное применение.

Надеюсь, что мне удалось не слишком часто сходить с этой дорожки. Впpочем, как теперь знает читатель, извилистая тропа гораздо благоприятнее прямой.
Начало Дерек Уолтерс | HOME

История Фэн Шуй

Я передаю, а не сочиняю
Я верю в древность и люблю ее
Конфуций

История Фэн Шуй

Фэн шуй — это древняя наука о том, как жить в гармонии с миром. Для китайцев гармония это, прежде всего, равновесный обмен энергиями между человеком и природой. Раньше это состояние было для людей естественным, благодаря нему они были по-настоящему счастливы, здоровы, богаты. Но, постепенно люди стали отделяться от природы, строить жилища, здания, и большинство людей утратили такой баланс.

История фэн шуй насчитывает не одно тысячелетие, и началась она, как мы знаем, в Китае. Точную дату появления этой науки, разумеется, назвать невозможно.

Раскопки показывают, что уже 6000 лет назад древние китайские захоронения были ориентированы в соответствии с положением Большой медведицы относительно полярной звезды, и уже содержали некоторые принципы фэн шуй. А даосские мастера уже 5000 лет назад использовали принципы инь и ян в своих техниках.

Основные принципы фэн шуй использовали и древние люди. Они прекрасно знали, что для жизни лучше выбирать место, чтобы сзади была гора, это защитит от нападений, для жизни необходима вода, поэтому лучше, чтобы перед поселением было озеро, а лес по бокам и от нападений защитит и в поисках еды поможет. Правильно будет считать, что основы фэн шуй появились вместе с человеком, и с его первыми попытками выжить на земле. А вот самостоятельной наукой фэн шуй стал несколько тысячелетий назад, и как любая наука, он пришел не из теории, а из практики.

Тот факт, что фэн шуй как наука родился в Китае, мало кого удивляет. Ведь вся философия Востока направлена на единство человека и Вселенной, ведь человек это часть Вселенной, и жить в гармонии с окружающим миром просто необходимо! А вот философия запада всегда была направлена на завоевания природы, с помощью науки и многочисленных экспериментов.

Сам термин фэн шуй впервые появился около 4000 лет назад, в древней книге захоронений, или еще ее называет «книгой мертвых»:

«Ци седлает ветер (фэн) и разлетается,

Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй).

Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание

И направляли ее, чтобы гарантировать сохранение.

Так, это умение было названо фэн шуй.

Согласно законам фэн шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду

Находится рядом с местом, удерживающим ветер…»

Это строки из «книги мертвых», в которых объясняется, почему же появилось именно такое название. Это название фэн шуй применялось не всегда. Например во времена династии Хань, когда искусство фэн шуй стало профессиональной деятельностью, оно носило название Кань Ю правда в то время Кань Ю не было не самостоятельной наукой, а лишь частью искусства предсказаний, основанной на изменениях на небе и на земле. Перевести термин Кань Ю можно как Путь неба (Кань) и Путь Земли (Ю) или Дао Неба и Земли. Еще одно, более раннее название Ди Ло, которое можно перевести как Закон Земли.

Несколько тысячелетий фэн шуй развивался в Китае, он наполнялся все новыми и новыми техниками, было открыто сотни «формул» Фэн шуй. Фэн шуй гармонично «вписался» в китайскую культуру, т.е. его основные принципы прекрасно взаимодействовали с китайским мировоззрением. Кстати, здесь стоит отметить, что все китайские науки базируются на одних и тех же принципах : теории пяти элементов, принципе инь и ян, а также на понятии энергии ци.

В древнем Китае, по принципам фэн шуй строили целые города, как, например, Великий Запретный город в Пекине. Дворец императора и даже расположение трона устанавливались по рекомендациям мастеров фэн шуй.

Долгое время знание фэн шуй не было открыто для людей. И было доступно только избранным, только императорам, аристократам или привилегированной элите. Мастеров фэн шуй щедро награждали за их работу, и сурово наказывали за разглашение тайн фэн шуй, некоторых даже казнили. Древние мастера охраняли свои знания, часто они держали секреты в себе до самой старости, и только перед смертью раскрывали их своим ученикам. К сожалению, большая часть знаний была утрачена.

Кстати, во времена Конфуция (551-479 гг до н.э.), в разное время года император жил в разных дворцах, а то, в какой дворец лучше переехать, высчитывали с помощью специальных расчетов.

Пик в своем развитии фэн шуй получил во времена династии Хань, (206 г. н.э. — 224 г. н.э. ), именно тогда фэн шуй стал профессиональной деятельностью. В это время произошли очень важные события, именно тогда было написана « Книга Ритуалов», в которой были описаны методы фэн шуй, применяя которые легко было правильно расположить захоронения.

В период Троецарствия (220-265 гг. н.э.) мастер Чжугэ Лян соединил теорию Багуа и квадрат Лошу. Появилась система, по которой выбирали наилучшее расположение для комнат и домов в императорском комплексе.

Во времена династии Цзинь (265 -420 гг) появился человек, которого современные мастера фэн шуй считают отцом геомантии (от греческих словам Gе – Земля и Manteia – гадание). Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «Фэн шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью. Благодаря мастеру Го Пу, известному по практике выбора благоприятных мест для погребения, фэн шуй был признал императорским дворцом в качестве признанной даосской практики.

Во времена династии Тан (618-960 гг) Китае наступил расцвет искусств и наук. В науке фэн шуй стали появляться новые школы, философские учения. В работе мастера стали применять компас фэн шуй. Современные компасы Лопань очень напоминают компас династии Тан. В это время некоторые мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, а другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. В те времена начали использовать триграммы ба-гуа как вспомогательное средство для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти мастера легко давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Кстати, в те времена императоры назначали геомантов своими придворными советниками! Как вы видите, их роль в истории было очень весомой!

В начале правления династии Мин (1368 —1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие мастера и ученые были казнены. На смену древним мастерам, пришли новые предсказатели, которые мало владели истинными знаниями фэн шуй, но умудрились превратить его в хороший коммерческий проект. В это время стали появляться многочисленные справочники по фэн шуй, которые представляли собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени. Ландшафтная школа была очень сильно упрощена. Зато кольца в компасе ло-пань увеличили почти вдвое, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло, и они стали доступны широким массам. В итоге, очень многие обычные люди, прочитав книги, стали называть себя мастерами и начали практиковать, конечно ни к чему хорошему это не привело.

Фэн-шуй при династии Цин (1644—1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Мастера Фэн шуй стали уделять большое значение индивидуальной карме человека, начали совмещать использование Фэн шуй с предсказанием судьбы. В этот период появлялись серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн шуй, например, «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. В этот период стали выбирать благоприятное время для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее.

Долгое время Запад очень скептически относился к знанию фэн шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Поделитесь с друзьями позитивом! Расскажите о том, что Вы сейчас читаете:

Ссылка на основную публикацию